|
За много лет работы нашей компании у нас выработалось несколько четких принципов, которые важны для нас, которых мы стремимся придерживаться в работе, и которые регулярно осмысляются, обсуждаются и обновляются.
Первое и главное. Уважение
Это уважение к клиентам, сотрудникам, партнерам и к людям вообще. Как к их успехам, ценностям, позициям, так и к их слабостям.
Уважение и неуважение может проявляться и в мелочах, и в серьезных вопросах.
Если опаздываешь на встречу, то проявлением уважения будет позвонить, извиниться и предупредить. И наоборот, неуважением будет заставлять того, кто ждет волноваться и в конце концов звонить самому.
Если хочешь уволиться, то уважением будет попросить руководителя о личной встрече, объяснить причины своего решения и предложить помощь в поиске замены и передаче дел. И наоборот, неуважением будет написать руководителю смс «Да, забыл сказать. Вынужден отказаться от работы. В планах поработать еще 3 недели. И все.»
Соблюдение договоренностей, это тоже уважение. Наоборот, неуважение — это договориться о встрече с командой, а потом не прийти, сообщив в последний момент, что занят на важной встрече.
Уважение – это помогать друг другу в трудное время, и наоборот, неуважение – это, например, неожиданно уехать в отпуск, когда вся команда переезжает в новый офис.
Уважение – отвечать на письма и смс-ки, неуважение – игнорировать их.
Уважение – это пообещать и сделать, неуважение – пообещать и забыть.
Неравнодушие
Кто-то предлагает, а кто-то критикует.
Кто-то ведет за собой, придумывает идеи, воодушевляет. А кто-то говорит, зачем всё это надо.
Кто-то старается изо всех сил, если его о чем-то попросили. А кого-то и просить бесполезно или даже вообще не хочется.
Кому-то не все равно, что планета задыхается от мусора, что Илон Маск готовит экспедицию на Марс, что мы не одни во вселенной, что в Европе начат эксперимент по гарантированному доходу. А для кого-то это все полная ерунда.
Кто-то готов учиться всегда и у всех, а кто-то уже все давно знает.
Кто-то хочет, чтобы работа приносила пользу и радость, а кто-то всего лишь доход.
Кто-то проявляет инициативу и откликается на просьбы ко всем (один из двадцати), пока остальные девятнадцать считают, что их это не касается.
Кто-то берется и делает, а кто-то смотрит и наблюдает, а что там у них получится.
Цели и смыслы
Цели делают жизнь осмысленной. Цели делают работу осмысленной. Цели делают осмысленным все. Ответы – «мы так делали всегда», «а как же еще», «а почему бы и нет», «что за чушь» – не принимаются.
Бывает, что цель сформулировать не получается. Бывает даже, не знаешь, что хочешь.
Но и в таком случае, прежде чем что-то делать, важно ответить себе на вопрос – зачем? Какой в этом смысл? И чего же я все-таки хочу?
Зачем нам внедрять Agile? Потому что наши процессы гибкие и от взаимодействия с заказчиком зависит успех проекта – да. Потому что, все внедряют, это современный инструмент – нет!
Зачем проводить оценку персонала? Потому, что у нас большая текучка и нам важно улучшить как качество входа, так и найти, как удержать самых ценных – да! Потому, что оценка входит в базовые инструменты работы с персоналом и без нее сейчас ни одна солидная компания не работает – нет!
Зачем делать еще один лэндинг? Чтобы запустить новый продукт на молодежную аудиторию – да! Чтобы все видели, что мы идем в ногу со временем – нет!
Зачем я хожу на эту работу? Потому что мне это нравится и я так хочу – да! Даже не знаю, лучше условий я не найду, привык – нет!
Зачем читать книги? Чтобы получить удовольствие, узнать или понять что-то, поразмышлять – да! Да я и не читаю – нет! (ну это шутка, просто чтение вообще делает жизнь более осмысленной)
Анализируя ситуацию, мы, прежде всего, ставим цель – что необходимо получить в итоге, и какие есть к этому ограничения. И уже исходя из этого, определяем набор конкретных действий. Поэтому рождение методик происходит в процессе решения задачи. А вовсе не наоборот, когда из имеющегося спектра методического инструментария выбирается что-то, что более или менее подходит. В своей работе мы исходим не из методов, а из принципов. В управлении не так много принципов, но если их действительно понимать, то решить любую управленческую задачу – это уже дело техники.
Помощь как предназначение
Помните Чипа и Дейла, которые спешат на помощь? Агентов Малдера и Скалли? Героев «Благородных мошенников»? Мушкетеров?
Помощь может быть очень разная. Можно помочь найти информацию и распутать сложную ситуацию. Можно взять и сделать то, что больше никто не может или не хочет делать. Можно помочь взглянуть на ситуацию по-другому. Можно самим фактом своего присутствия вдохнуть жизнь, придать сил, энергии и оптимизма. Можно помогать двигаться дальше, когда нет уже никаких сил и желания. Можно помогать идеями и создавать атмосферу для их появления. Главное хотеть помочь. Тем, в чем сейчас есть необходимость. Тому, кто в этом нуждается. С душой и полной самоотдачей.
Считается, что консультанты ничего не делают сами и за это их не любят. В общем-то, это так, хотя и не совсем. Во-первых, кое-что мы все-таки делаем, что называется «от и до». Чаще всего это разработка какого-либо системного управленческого документа, проведение семинара, исследования.
А во-вторых, и это главное, наше предназначение не в том, чтобы делать (хотя обычно без этого все равно не обойтись), а том, чтобы помогать. Каждому в жизни нужен помощник: поделиться мыслями, получить дельный совет, обсудить проблему, разобраться в запутанной ситуации. А руководитель ежедневно принимает решения. Но что предшествует этому? Поиск информации, ее систематизация и определение главного, выбор возможных вариантов, оценка последствий, подбор адекватных людей для его выполнения. И во всем этом может помочь грамотный консультант. Помочь тому, кому это нужно сейчас. Ведь понятно, что консультанты нужны не всем и не всегда. Но бывают времена, когда помощник просто необходим.
Простота и удобство
С этим принципом все просто. Чем проще, тем лучше. Не пытаться запудрить мозг собеседника умными словами и громоздкими конструкциями, не демонстрировать ум и превосходство, не потешаться над тем, что кто-то чего-то не знает или не может понять. Взаимодействовать так, чтобы было комфортно и удобно, чтобы человек чувствовал себя спокойно, мог не бояться сморозить глупость или показать свое незнание. Этот принцип напрямую связан с уважением. Проявлением уважения будет говорить на языке, доступном для собеседника и не умничать. И в целом, чем более проста схема, тем она красивее. А если получается слишком сложно, то надо думать еще, выстраивать логику и систему.
Наши клиенты отмечают, что мы умеем просто говорить о сложном, умеем четко структурировать информацию, готовы быстро отреагировать на нестандартную ситуацию, готовы работать день и ночь, если это нужно.
Эволюционный подход к изменениям
Сотрудничество с консультантами почти всегда приводит к необходимости изменений и в организации, и в людях. Собственно за этим и нужны сторонние специалисты, чтобы помочь системе измениться, когда в этом есть необходимость. Изменения в культуре самые болезненные и долгие. Люди не хотят меняться просто потому, что кто-то решил, что так надо. Каждый сам решает, нужно меняться или нет, хочется или нет, есть ли в этом какой-то смысл. Любые изменения, на наш взгляд, должен сопровождать долгий процесс убеждения и вовлечения. Нужно беречь чувства людей, проявлять такт и деликатность. Давать возможность самим осознать необратимость перемен. Не загонять в угол. А при невозможности или нежелании меняться – позволить людям самостоятельно принять решение о выходе из процесса. Наверное, можно заставить измениться, но лучше все-таки создать условия для изменений.
Изменения – это жизнь. Если нет изменений, то наступает застой и деградация. Изменения нужны и важны. Но проводить их можно по-разному. Можно постепенно и давая возможность привыкнуть, понять и осознать. А можно резко и сразу. Иногда так нужно, и по-другому не получится. Но там, где это возможно, мы придерживаемся эволюционного подхода.
Приоритет социальным проектам
Хочется, чтобы работа приносила пользу миру. Или как минимум, не была ему во вред. Именно поэтому в сфере интересов появилась экология, школьники и профориентация, социальная политика, некоммерческие объединения, социальные премии и конкурсы и много полезной, но бесплатной работы.
Pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) или, может быть, социальный консалтинг. Т.е. профессиональные услуги некоммерческим, общественным и другим организациям и частным лицам, оказываемые бесплатно или по символической цене. На текущий момент это еще и помощь тем, у кого недостаточно средств (малый бизнес, молодежь, НКО, некоторые бюджетные организации) и социальные проекты на пользу обществу. Плюс все, о чем мы пишем на www.lisomysh.ru В общем, за любовь, дружбу и мир во всем мире.
|
|