О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социально-психологические исследования в организациях.


Как руководителю оценить такие "тонкие материи" в своей организации, как лояльность и приверженность персонала компании и руководству; выявить лидеров, на которых можно опереться в работе; понять, какая корпоративная культура в организации, что важно для сотрудников в работе, что их мотивирует и побуждает работать лучше, ценности и нормы персонала и т.д.
Такого рода информация помогает принимать своевременные управленческие решения (в том числе и на опережение ситуации, если, например, внутри компании зреет конфликт и т.д.), однако ее не всегда возможно получить напрямую, просто спросив. Именно для получения такой "скрытой" информации используются социально-психологические исследования. При помощи различных методов можно не только получить картину ситуации на определенный момент времени (срез), но и отследить изменения в динамике (мониторинг), например, как изменяется мотивация персонала при введении новой системы морального и материального стимулирования, снижается процент собирающихся уходить сотрудников и т.д.

При заказе социально-психологических исследований, по нашему опыту, иногда руководители точно знают, что именно они хотели бы оценить. И тогда задача перед консультантами ставится очень узко. Однако чаще исследования охватывают определенную область деятельности организации, например, выявление ресурсов более эффективного задействования потенциала персонала - такой подход правомерен, и лучше проводить более комплексное исследование, чтобы не только получить эту информацию (часто скрытую), но и быть уверенным в высокой степени ее надежности и достоверности. Первичное исследование (экспресс-диагностика) начинается уже при первой встрече консультанта и клиента, в ходе которой обсуждаются ситуация и задачи клиента и возможности консультанта. Далее диагностика осуществляется при помощи более систематических методов сбора информации. Причем, результаты исследований предполагают не только констатацию факта "так есть", но и зависимости между различными факторами, и варианты развития ситуации, и рекомендуемые дальнейшие действия.

Для социально-психологической диагностики организации используют:
- Опросные методы (анкетирование и интервью).
- Специальные социально-психологические методы (социометрия и др).
- Личностные тесты.
- Ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг и другие методы.

Опрос является достаточно простым и результативным методом. Интервью используется обычно как средство установления контакта с персоналом организации и сбора качественной информации, которую практически невозможно получить ни из документов, ни методом анкетирования. Это мнение сотрудников о компании, ее ресурсах и трудностях в развитии; уровень мотивации; предложения по совершенствованию работы, внутренние конфликты, неформальные связи и информация приватного характера. Это требует значительных затрат времени, а эффективность его зависит от профессионализма консультанта в качестве интервьюера. Но получаемая информация всегда оправдывает эти затраты.

К основным достоинствам анкетирования можно отнести его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Использование этого метода позволяет собрать значительный объем информации и провести статистический анализ. Чаще всего опросники разрабатываются непосредственно под конкретные задачи компании. Так, например, если организация сталкивается с фактом систематического проявления нелояльности своих сотрудников, можно использовать специальный целевой опрос, помогающий вскрыть болевые точки организации и просчеты в сфере управления персоналом или, например, определить что "держит" сотрудников в организации.

Социометрия применяется для диагностики отношений. С ее помощью можно судить о социально-психологической совместимости сотрудников отдельных подразделений, характере поведения сотрудников, моральном климате и уровне конфликтности в коллективе. Кроме того, с помощью социометрии можно определить степень сплоченности или разобщенности коллектива; выявить лидера или, наоборот, "отвергнутых"; обнаружить "группировки", во главе которых могут стоять неформальные лидеры.

Тесты, в первую очередь личностные опросники, используются с целью выявления личностных особенностей сотрудников: установок, особенностей мотивации, характера, деловых и личностных качеств. Часто используются при подборе персонала, расстановке и ротации кадров, формировании управленческого резерва, аттестации. Однако использование тестов требует максимальной корректности и осторожности.

Ролевые игры, тренинги имеет смысл проводить при оценке персонала при принятии управленческих решений о выдвижении на должность (когда много кандидатов и необходима быстрая сравнительная оценка), аттестации персонала, при формировании программы профессионального развития сотрудников и т.д. Или же такая оценка идет как дополнительная, если основной задачей ставится обучение персонала.

Итак, при исследовании "тонких материй" организации главное - правильно поставить задачу и в первом приближении оценить правильность подхода к ее реализации, а от профессионализма исполнителей уже будет зависеть, насколько адекватно подобраны конкретные методы и насколько надежны результаты.


 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru