|
ПРИМЕРЫ
ПРОЕКТОВ
ПРИМЕР ПРОЕКТА "РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА"
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Профиль деятельности: крупная транспортная компания
Количество персонала: 900 тыс. человек
Срок работы на российском рынке – более 100 лет (со дня основания), 5 лет после реорганизации
ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ
В компании действует коллективный договор. Состав льгот, гарантий и компенсаций, включенных в него, складывался исторически, на протяжении многих лет. Основной акцент при этом делался на социальную защиту малообеспеченных и нуждающихся работников с целью в период перестройки сохранить профессиональный «костяк» коллектива. К середине 2000-х годов стало понятно, что такой подход уже не способствует развитию компании, наоборот формирует среди персонала иждивенческие настроения, позицию, что компания должна обеспечивать всех своих работников всеми льготами независимо от результатов труда. При этом затраты на реализацию коллективного договора год от года возрастали, а отдачу от этих вложений никто не просчитывал. В компании сильна позиция профсоюзов, которые видят свою цель в защите интересов трудящихся. Перед консультантами была поставлена задача провести анализ существующих в компании льгот и предложить направления их оптимизации.
ПРЕДПРИНЯТЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Проведена ревизия всех льгот, гарантий и компенсаций, как закрепленных в коллективном договоре, так и в других локальных нормативных актах компании. Проведена классификация всех льгот в зависимости от целей их предоставления. По данной классификации рассчитана динамика затрат по группам льгот за предыдущие 5 лет.
- Проведены консультации с более чем 100 стейкхолдерами (руководители и специалисты центрального аппарата, региональных структурных подразделений, филиалов, дочерних обществ; представители профессиональных ассоциаций, профсоюзов, контрагенты-поставщики социальных услуг, разработчики программного обеспечения корпоративных автоматизированных систем) по вопросам социального развития компании.
- Проведен бенчмаркинг предоставления социальных льгот в крупных компаниях в соответствии с критериями (аналогичные по размеру, истории, территориальной распределенности).
- Разработана Концепция оптимизации системы социальной поддержки персонала на пятилетний период.
- Концепция оптимизации ССПП представлена на совещаниях от уровня вице-президентов компании до рядовых специалистов, на корпоративных научно-практических конференциях, сетевых школах передового опыта, научно-технических советах. По итогам презентаций и обсуждений в концепцию внесены многочисленных дополнения и изменения.
- Консультанты приняли участие в согласовании Концепции оптимизации ССПП с причастными специалистами, для чего были проведены персональные встречи с лицами, принимающими решения и даны необходимые пояснения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Введено понятие «система социальной поддержки персонала» (сокращенно ССПП), которое закрепило необходимость смещения акцентов социальной политики компании с социальной защиты работников на их социальную мотивацию и социальную поддержку в определенных ситуациях.
- Предложена систематизация всех социальных льгот на пять элементов: льготы на основе законодательства РФ, льготы, связанные с особенностями производственного процесса, дополнительные денежные выплаты (материальная помощь), корпоративный социальный пакет, индивидуальный социальный пакет. Это позволило изменить структуру учета по льготам и обоснованно смещать приоритеты в сторону адресных льгот (увеличивать долю затрат на индивидуальный социальный пакет).
- Новая структура ССПП использована при проведении очередных коллективных переговоров и положена в основу нового коллективного договора компании.
- Концепция оптимизации ССПП утверждена президентом компании и принята к исполнению.
- Достигнута договоренность с профсоюзами об их поддержке в реализации концепции. Профсоюз изменил свое отношение с позиции «вы покусились на многовековые завоевания трудящихся всего мира» на позицию поддержки и признания необходимости предложенных инноваций.
|
|