О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

Дистанционное обучение – современный метод организации системы обучения работников компании

Е.В. Болотова консультант компании «Аксима: Консультирование, Исследования, Тренинги»
Журнал «Секретарь-референт», №9, сентябрь 2015 г.

 

Система дистанционного обученияСистема дистанционного обучения, или СДО, используется многими компаниями. Это говорит о том, что целевые ориентиры подразделений, занимающихся развитием и обучением персонала на предприятии, высокие и амбициозные. Почему? Давайте разбираться вместе.

Что такое СДО?
Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования. При этом данная форма обучения сохраняет все присущие обычному учебному процессу составляющие: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Обучающиеся имеют полноценную возможность получить знания, поупражняться в новых методах и технологиях, сформировать необходимые в рамках целей обучения навыки. Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, а информационные технологии в нем являются ведущим средством.
На сегодняшний день этот подход активно применяют компании, учебные заведения и всевозможные сетевые ресурсы, оказывающие образовательные услуги.

 

Формы, плюсы и минусы СДО
Формы организации дистанционных занятий могут быть различными: самостоятельная работа слушателя с предоставленной в сети информацией по теме обучения; аудио- или видеолекции преподавателя; разнообразные вебинары (дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы) и др. Иными словами, в зависимости от целей и логики курса можно сочетать различные виды обучающей активности: с преподавателем и без, с видеолекцией или видеообращением руководителя, самостоятельное изучение материала и заполнение тестовых заданий, вариант индивидуального обучения с последующей сдачей контрольных тестов в режиме СДО и т.д.

Плюсы и минусы дистанционного обучения
К плюсам можно отнести:

  • доступность фактически из любой точки страны;
  • удобство и эффективность;
  • демократичность;
  • экономичность.

Но есть и минусы. Есть случаи, которые невозможно или неэффективно решать «дистанционно», т.е. такие, где «физическое» взаимодействие участников обучения является ключевым. Например:

  • тематика обучения, например командообразование, подразумевает активное взаимодействие обучающихся в личном контакте;
  • механизм формирования необходимого навыка предполагает или вышеуказанное взаимодействие участников обучения, или оперативную обратную связь от преподавателя.

Использовать или не использовать?
Применительно к бизнес-структурам этот инструмент имеет все шансы стать абсолютно востребованным и полезным, если:

  • компания имеет разветвленную сетевую структуру с большим количеством работников;
  • сеть охватывает разные регионы нашей страны, и издержки по вызову работника на обучение становятся критичными для бюджета;
  • сеть расположена в одном регионе, но имеет большое количество небольших структурных подразделений с одинаковым функционалом. Такое отвлечение работника на обучение может негативным образом сказаться на эффективности его деятельности.

Еще один повод использовать СДО – это внедрение нового продукта для внутреннего заказчика. Если компания большая, быстро обучить всех ответственных становится проблематично. Можно организовать сетевую школу или провести общее мероприятие для курирующих менеджеров, но обучить всех ответственных дистанционно – проще и экономнее.

Департаментом социального развития крупной холдинговой корпорации был разработан инновационный инструмент реализации социальной политики. Технология предоставления пакета социальных услуг создавалась с нуля, не имела аналогов в компании и на рынке. Нормативные документы, методология, отчетность, информирование и прочие важные аспекты работы в предложенной задаче – все это требовалось быстро передать исполняющим подразделениям. В короткие сроки был спроектирован и внедрен дистанционный курс обучения технологии предоставления социального пакета по новой системе. Это позволило максимально быстро обучить сотни (!) ответственных и успешно реализовать план по внедрению разработки.

Кстати, приведенная в примере корпорация, как и многие крупные и современные предприятия, имеет в своем активе корпоративные обучающие порталы, где многие категории работников проходят обучение по разной тематике.
В любом случае, как и любая система обучения, логика СДО с привлечением всех возможных вариантов методологии, должна строиться исходя из целей, которых хочет достичь организация в результате обучающих мероприятий. Распространенной практикой стало проведение ежегодного мониторинга удовлетворенности работников трудом и оценки их вовлеченности в решение корпоративных задач. Данные таких исследований становятся основой для формирования целей по общекорпоративному обучению и развитию персонала компании на планируемый год.

Разработка СДО: возьмите на вооружение!
Если одна из вышеозвученных целей компании (или какая-то другая, которая требует дистанционного подхода) вам близка и вы принимаете решение о разработке такого курса, предлагаем вам несколько рекомендаций из нашего опыта, которые позволят разработать систему быстрее и сделать ее максимально полезной для внутреннего потребителя.

  • Разработка СДО – процесс, в котором задействованы три стороны: «держатели» контента, разработчики программного обеспечения и «педагогические дизайнеры». О последних зачастую «забывают», но эти люди с педагогическим образованием как раз и внедряют механизмы и методы, необходимые для успешного обучения. Они знают, каким образом подать материал, чтобы восприятие его было максимально эффективным. Также важно разработать интересные тестовые задания для закрепления материала. Самостоятельно изучать материал довольно утомительно, а вот выполнять тесты и набирать баллы за правильные ответы – увлекательно и не требует никакого внешнего контроля.
  • Выбор разработчиков программного обеспечения – очень важный этап. Уже в ходе согласования совместных действий обратите внимание на желание коллег договариваться и слышать. Профессиональные компетенции разработчиков, как правило, лежат в сфере их владения инструментами создания сетевого продукта. Зачастую бывает очень сложно объяснить партнеру, что дистанционное обучение предполагает привлечение очень широкой аудитории слушателей – из различных регионов нашей страны и с разными возможностями. То, что кажется современным и актуальным специалистам в сфере информационных технологий, может быть совершенно недоступно узкофункциональным специалистам на местах (наличие компьютера с определенными техническими характеристиками, скорости Интернета, желаемого браузера и т.д.), тогда как наша задача – обеспечить доступ к учебному ресурсу всем желающим.
  • Простота и доступность подачи материала, четкая структура контента, интересные задания и вопросы – базовые принципы построения курса. Не стоит увлекаться «анимацией», создавая просто красивую картинку на экране монитора. Нередко она вредит основной цели «мероприятия» – обучению.

При создании системы дистанционного обучения сетевой компании с представительствами в многочисленных региональных точках, где категория обучающихся состояла в основном из «возрастных» работников, мы столкнулись с неожиданным фактом. Люди старшего поколения, как правило, плохо видят мелкий шрифт, утомляются от частой смены объектов на экране и, как следствие, не могут эффективно освоить предложенный материал. Задача коррекции видеоряда курса состояла в простых правках: сделать шрифт подачи материла крупнее и зафиксировать «картинку» с учетом особенностей восприятия категории работников.

  • Алгоритм, логику курса в СДО необходимо «озвучивать» несколько раз. Обычно в процессе живого обучения это делает преподаватель, возвращая своих слушателей к целям и задачам курса. Когда работник остается один на один с монитором, велика вероятность «застрять» на отдельных текстах и упражнениях, забыв, что следует получить в результате.
  • Необходимо предусмотреть в разработке курса «сквозные» тесты, т.е. на каждом этапе «вброса» нового материала нужно предложить обучающемуся вопросы на проверку усвоения содержания. Тут важно не забыть про итоговое тестирование (как на каждом этапе, так и финальное) для обобщения всей полученной информации.

Заметим, что «встраивание» в дистанционный курс системы тестирования является ключевым моментом для того, чтобы обучение достигло своих целей, а именно позволило обучающимся приобрести новые знания и навыки. К сожалению, многие СДО ограничиваются только предоставлением контента по теме курса. В этом случае мы сталкиваемся, как минимум, с двумя негативными моментами:

  • обучающийся в какой-то момент начинает «скучать» от однообразной деятельности, его внимание снижается, соответственно, часть информация остается неусвоенной;
  • полученная информация из категории «знания» не переходит в категорию «навыки», т.к. отсутствует возможность потренироваться в применении прочитанного. Другими словами, чтобы сформировать профессиональные умения и навыки, необходимо выполнить достаточное количество практических заданий, чтобы их отработать. Если этого не происходит, через некоторое время материал забывается.

На заметку
По некоторым данным, для того чтобы СДО была эффективной, количество часов практических занятий должно быть не менее 30 % от общего числа часов курса .
Кроме того, сами тесты также должны быть разнообразными и предлагать соответствующие материалу формы активности.

Эффективные тестовые инструменты
Как правило, после изучения обучающимися документа или определенного теоретического материала необходимо закрепить их знание понятий, определений, конкретных алгоритмов того или иного действия и т.д. Соответственно, для каждой цели должен быть подобран наиболее эффективный тестовый инструмент. Вот некоторые из них:

  • Вопрос на соответствие. Обучающемуся предлагаются случайным образом расположенные на экране объекты. Необходимо соединить пары–«пазлы», сформулировав таким образом правильное определение, понятие и т.д. (например, соотнести объект и его функции). Такая форма совмещения может использоваться и для построения логических цепочек, например «объект–действия–результат».

Задание выполнено, если правильно установлены все пары соответствия. Если часть соответствий установлена правильно, а другая – нет, то задание считается решенным «частично правильно» и за него выставляется оценка пропорционально количеству правильных соответствий. При этом выводится результат, показывающий, какие пункты выполнены верно, а какие нет. Если задание решено частично, то предлагается выполнить его еще раз.

Понятие

Определение

Экология

Наука о взаимоотношениях окружающей среды, живых организмов и человека

Корпоративная социальная ответственность

Концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заинтересованные стороны общественной сферы

Глобальный договор

Международная инициатива ООН, которая объединяет на добровольной основе компании из различных стран мира с целью поддержания универсальных принципов экологической и социальной ответственности

Ячейки таблицы содержат случайным образом расположенные объекты. Задача обучающегося – совместить объекты правильно (см. таблицу выше).

  • Тестовые вопросы по типу «верно-неверно». Обучающемуся предлагаются утверждения, с которыми он может согласиться или не согласиться.

Обработка результатов аналогична обработке в предыдущем примере: за «частично правильный» ответ выставляется оценка, и тест может быть пройден еще раз.

  • Экология как комплекс наук тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия.
  • Верно.
  • Неверно.
  • Главная задача прикладной экологии – разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе экономической, политической и социальной ситуации в стране.
  • Верно.
  • Неверно.

 

Обучающийся выбирает один из вариантов ответа. В нашем примере содержание первого вопроса верно, а вот второй – сформулирован заведомо некорректно.

  • Выпадающий список. Задание формулируется в форме вопроса, ответ на который можно выбрать из перечня предложенных вариантов. Эффективно «работает» в случае, если ответ сформулирован кратко, например в виде даты, числа, имени и т.д.

Фундаментальное учение о биосфере сформулировал:

  • Ч. Адаме
  • А. Тенсли
  • В. Вернадский
  • Ч. Дарвин
  • Э. Геккель

Чтобы ответить правильно, обучающийся должен выбрать третий вариант.

  • Короткий ответ. В этом случае обучающийся самостоятельно, например, произведя необходимые расчеты, вносит ответ в предложенное поле.
  • Какое количество основных законов экологии сформулировал Б. Коммонер? ______
  • Первое систематическое изложение геохимии ландшафта сделано А.И. Перельманом в ______ г.

 

Правильные ответы: на вопрос № 1 – 4, на вопрос № 2 – 1955.

  • Ранжирование. Может быть использовано в случае закрепления некоторого алгоритма действий или логической связи. Обучающемуся предлагается «пронумеровать» последовательность шагов или проранжировать логику связи объектов.

Пронумеруйте последовательность этапов проведения самооценки в соответствии с международным стандартом ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»:
1. Проведение самооценки.
2. Определение в необходимости повторной самооценки.
3. Планирование и подготовка.
4. Подготовка и публикация заявления (декларации).
5. Определение потребности в независимом подтверждении адекватности подтверждающей информации задачам самооценки в соответствующих границах.

Правильная последовательность: 3-1-4-5-2.

  • Текст с пропусками. В пропуски текстового материала необходимо вставить из предложенных слова, словосочетания, цифры, даты. Важно, чтобы «пропущены» были именно ключевые понятия, знание которых является определяющим для успешного усвоения материала.

Экология (от греч. ______ (дом, природа, связь) и _________ (логика, учение, наука) – совокупность понятий и явлений, связанных со взаимоотношениями между _______(природой и обществом, человеком и окружающей средой, живыми и неживыми организмами), а также наука, занимающаяся этой сферой. Термин предложил в _____(1934, 1866, 1956) г. _______ (английский, немецкий, американский) биолог Эрнст Геккель.

Правильные ответы: Дом, учение, Человеком и окружающей средой, Немецкий, 1866
«Щелкая» по одному из трех предложенных вариантов пропущенного слова, обучающийся должен правильно сформулировать определение.

  • «Синквейн». Интересный, можно даже сказать творческий, тест, суть которого заключается в построении текста из пяти строк. Само слово «синквейн» в переводе с французского означает «пятистрочье». Эта форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, может быть стихотворной или нестихотворной. Сейчас ряд методистов полагает, что этот инструмент очень полезен для синтезирования сложной информации, является способом оценки понятийного и словарного багажа обучающихся.

Именно для усвоения сложных определений и понятий этот метод был использован в нашем опыте и показал хорошие результаты. Кроме того, его необычный формат «взбадривает» обучающегося, усиливает мотивацию и повышает внимание.
Обучающемуся предлагается «описать», например, определение, следуя схеме и выбирая слова из предложенного списка.
Первая строка: одно слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка: два слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка: три слова – действия (глаголы).
Четвертая строка: слово, фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
Пятая строка: одно слово – синоним, который повторяет суть темы.

Экология.
______________________ (биологическая, международная, загрязненная, географическая).
(изучает, исследует, рассматривает, реорганизует, управляет).
_______________ (сумма знаний об экономике природы, системное понятие, перечень правил).
_______________________ (чистота, отрасль, взаимосвязь в природе).

Следуя логике построения сиквейна, обучающемуся предлагается выбрать из списка слова (прилагательные, глаголы и т.д.), которые будут «рассказывать» о каком-то понятии или термине, максимально точно описывая его и учитывая полученную ранее информацию о предмете вопроса. В нашем случае правильное определение звучит следующим образом:
Экология.
Биологическая, географическая.
Изучает, исследует, рассматривает.
Системное понятие.
Взаимосвязь в природе.
Тестовых инструментов, безусловно, намного больше. Разработчики курса, исходя из содержания материала и целей обучения, должны творчески подходить к этой задаче и вполне могут разработать новый метод. Главное, чтобы он помогал обучающемуся усвоить материал.

Как мы уже говорили, метод дистанционного обучения, с учетом оптимизации издержек на обучение и возможностей охвата слушателей, на данный момент является очень перспективным. На наш взгляд, основная задача при разработке инструмента – помнить о том, что у обучающихся нет прямого контакта с преподавателем.

Грачев В.В., Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Дистанционное образование. 1999. № 3. С. 37–41.

 

 
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru