О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 

НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»
БИЗНЕС С РОССИЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ
Болотова Е., Свиркова Е.
"Босс", № 12, 2002

Предпринимать – решиться исполнить какое-нибудь новое дело,
приступать к совершению чего-либо значимого.

Предприимчивый – способный к предприятиям, крупным оборотам,
смелый, решительный, отважный на дело этого рода

Предприимчивость – свойство, качество и способность эта”

(В.Даль. Толковый словарь живого русского языка.
Издательский центр "ТЕРРА", 1995)

Современная теория предпринимательства (автор Роберт Хизрич), дает такое определение предпринимательству: "Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс поглащающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым".

Другими словами, предпринимательство можно рассматривать не только как создание нового дела, бизнеса, но и как процесс постоянного совершенствования уже созданного предприятия.

На различных этапах развития, компании осуществляют предпринимательство как вовне – создается новый товар, используется новый маркетинговый ход, привлекаются новые потребители, так внутри организации – совершенствуется управление, процессы. Например, изменение технологии производства или введение новой может позволить предприятию во много раз снизить себестоимость и, соответственно, увеличить прибыль. Естественно, что выгода эта временная, до тех пор, пока конкуренты не сделают тоже самое. Поэтому кто был более предприимчив и успел первым, тот и пожинает все плоды.

Опираясь на определения предпринимательства, безусловно, можно сказать, что предпринимательство в России существует и будет существовать как явление до тех пор, пока существует энергия социального развития.

Да, постоянно возникают какие-либо новые идеи, проекты, дела…. Да, нужны люди, которые, обладая некоторыми исключительными от обычной массы людей свойствами и качествами, эти идеи сначала породят (уловив социальную потребность), а потом смело и решительно предъявят миру, построят и дадут жизнь задуманному детищу. Замечательно.

Так должно быть. Но если возвращаться в нашу российскую действительность, то возникает сразу несколько комментариев и размышлений, вызванных реалиями, с которыми мы, консультанты вынуждены сталкиваться в своей повседневной деятельности.

Для начала две составляющие:

  1. Люди, предприниматели. Небольшой взгляд назад, и становится понятно, что потенциал предпринимательства в нашей стране был и есть. Был еще тогда, когда не было возможности его проявить открыто, и есть сейчас. Тем более, что сейчас существует некая иллюзия (именно так) что каждый, что хоть что-то мало-мальское творческое породил в своем сознании, может стать предпринимателем.
  2. Среда, которая призвана это новое принять в себя, стать лучше и совершеннее.

Тут-то и начинается несостыковка:

С одной стороны, предприниматель у нас имеет некоторые особенности.

  1. Предприниматель порождает что-то новое, для него это важно и ценно само по себе, он счастлив: “О, я знаю, что это здорово!” Замечательно. А бизнес-план написан, а сегмент рынка, куда предполагается продвигать товары или услуги, определен, а как будут узнавать потенциальные потребители о замечательном продукте или услуге, продумано? Более того, прежде чем что-либо предпринимать, хорошо бы просчитать и понять – а это вообще востребовано рынком, или только внутренним миром будущего предпринимателя? Простое дело – просчет материальных выгод и рисков от воплощения задуманного – пока еще встречается не так часто, как должно быть в цивилизованном бизнес-сообществе.

  2. Допустим, все ответы на поставленные вопросы звучат положительно. Следующий момент – сама фигура предпринимателя. Люди, способные порождать новое, зачастую, и это не секрет, не владеют в полной мере теми качествами, которые помогут обеспечить воплощение задуманного. Как правило, это люди творческие, интуитивно чувствующие новое, энергичные. Но вот незадача – зачастую именно такой тип и не способен последовательно и планомерно воплощать задуманное. И именно у нас в России, где национальные особенности таковы, что склонность к риску, некоторая эксцентричность, бесшабашность, являются если не признаками силы, то предметом скрытого восхищения, такие люди приступают к воплощению задуманного. Хорошо, если рядом с главой идеи есть люди другого склада, совсем не предпринимательского. А именно, “нудно” и последовательно, умеющие встраиваться в существующий мир и занимать там свое место. Иными словами, если предприниматель обладает этими качествами сполна, то успех почти гарантирован. Если предприниматель – это про идею, то необходимо искать поддержку в лице “исполнительного директора”

  3. Бизнес-технологии не стоят на месте, мировое бизнес-сообщество, во-многом прошло все те этапы, которые сейчас вызывают такие бурные дебаты в нашей бизнес-среде. Поэтому, брать то, что можно брать для успешного развития своей предпринимательской идеи извне – разумный и мудрый подход зрелого предпринимателя. Например, нам знаком один американский предприниматель, уже несколько лет успешно работающий в России. Однако, прежде чем решится на этот отчаянный шаг (по его же выражению), он поступил в бизнес-школу в Америке и закончил ее. Однако профессора, его обучающие, сказали ему, что у него пока не достаточно способностей и знаний для ведения собственного бизнеса. Тогда он прошел еще несколько курсов и вновь обратился к своим профессорам. И только когда получил подтверждение своей квалификации, открыл свое дело в Америке. Не будет утверждать, что все западные предприниматели столь настойчивы, однако существующая там бизнес-культура предполагает обязательное обучение бизнесу в том или ином виде. В последнее время у нас постепенно приходит понимание того, что образование необходимо для успешного предпринимательства. Развитие рынка требует повышения уровня менеджмента, и без специальных знаний становится все труднее. Среда тоже откликается на эту тенденцию: в программы обучения в ВУЗах вводятся новые предметы и курсы по предпринимательству, тренинговые компании создают специальные семинары, появляется все больше отечественных программ MBA.

Таким образом, среда развития предпринимательства постепенно претерпевает изменения, хотя и продолжает сохранять определенную специфику, благодаря нашей истории и национальным традициям.

  1. Изменения часто проходят очень незаметно и то, что актуально сегодня, завтра окажется из “бабушкиного” сундука. Мы встречали в своей практике довольно успешных ранее предпринимателей, но испытывающих трудности сейчас. Почему? Потому, что они не дали себе труд оглядываться вокруг и оценивать изменения тенденций и веяний. Они чересчур увлеклись решением текущих задач. А какая “задача” может быть важнее, нежели постоянная оценка того, что происходит вовне и как твое предпринимательское “детище” созвучно этому. Это тоже одна из компетенций удачного предпринимателя.

  2. По опыту, особенность нашей среды заключается в постепенном угасании предпринимательства по мере роста предприятия. Чем меньше предприятие, чем больше там и предпринимательского духа, и инноваций, и развития. Когда предприятие переходит в разряд крупных, там становится все больше “политики”. То есть начинают действовать отличные от типичного предпринимательства мотивы. На первое место часто выходят мотивы власти, влияния, борьбы, интриг. Вопросы эффективности и прибыльности отходят на второй план. Получается: два мира, два детства. Новые предприятия – это предпринимательство, хотя и нецивилизованное. Старые предприятия (возникшие в доперестороечные времена) – это что-то совсем другое. Дух предпринимательства там не живет, и привить его бывает очень и очень сложно. Дает себя знать трудное детство – ведь основной целью советских предприятий было вовсе не получение прибыли, а борьба за ресурсы (постоянное выбивание чего-либо в министерствах) и борьба за влияние, статус, место в обществе.

Если обобщить:

  • Предпринимательство в России есть, но с некоторым “национальным” оттенком”: сразу, с “налету” и стремительно ожидаемым результатом.

  • Предпринимательство есть, но не везде. До сих пор продолжают существовать предприятия далекие от идей предпринимательства.

  • Для укрепления предпринимательской позиции, как профессиональной опции, важно или научаться самому или иметь рядом соратника, который способен на последовательные, взвешенные и трезвые решения и действия

  • Необходимо учиться, и предпринимательскому делу в том числе. Творчество без технологии остается зачастую мыльным пузырем, с технологией оно превращается “одухотворенное” ремесло.

Хотя, все эти мысли могут не касаться тех замечательных и успешных предпринимателей, которые учли все наши размышления сразу.


 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru