О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ЭФФЕКТИВЕН ЛИ ВАШ БИЗНЕС
Рыжкова Т.
"Турбизнес", №13, 2002

Еще несколько лет назад тема этой статьи привлекла бы весьма умеренное внимание читателей. Ну в самом деле, что за вопрос: "По каким показателям оценивать эффективность бизнеса?" Есть поток денег, исходящий из кармана владельца, есть - входящий в него. Если дельта положительная - бизнес эффективен. Если сильно положительная - очень эффективен. Действительно, это и есть, по большому счету, основной критерий: ведь основная цель деятельности коммерческой организации - получение прибыли. Другое дело, что "карманный" метод измерения прибыли чреват сильными погрешностями: какой-то расход в спешке не записали, какие-то полученные деньги получили и сразу потратили. В результате часто получаем сакраментальное "Куда же деньги делись?" Тем не менее, достаточно большое количество фирм жили и продолжают жить именно с таким учетом. Нет, конечно, эти фирмы ведут бухгалтерский учет и регулярно сдают всю положенную отчетность, однако это практически не приближает их руководителей и владельцев к пониманию того, сколько тратится на бизнес и сколько приобретается в итоге.
Однако прогресс существует. Все чаще руководители начинают думать над тем, как правильно учесть все расходы, как оценить прибыльность, каким образом спланировать бюджет и т.п. В ближайшие годы прогнозируется высокий спрос на специалистов по управленческому учету, которые занимаются именно этими вопросами. Одна из причин такого положения вещей - усиливающаяся конкуренция и все более цивилизованные формы ведения бизнеса. Конкуренция не позволяет увеличивать объемы продаж так, как этого хотелось бы, и требует использования и другого способа повышения эффективности - уменьшения затрат. Для того, чтобы снижать затраты, нужно, во-первых знать, что и до какого уровня снижать, во-вторых, хорошо поставленный учет сам по себе является хорошим способом минимизации затрат, т.к. сразу позволяет увидеть неэффективное расходование средств и, как ни печально, часто имеющее место воровство.
Чем же может помочь компании управленческий учет, какие его показатели наиболее востребованы, как их получать? Для начала определимся с понятиями. Во всех компаниях ведется бухгалтерский учет, но не во всех налажен управленческий. Бухгалтерский учет отражает деятельность предприятия за отчетный период, ведется по строго установленным нормам и правилам, его пользователями являются различные государственные органы. Управленческий учет охватывает информацию по всем основным видам деятельности компании, его ведение целиком и полностью зависит от воли руководства. Оно осуществляется в соответствии с внутренними правилами и нормами и не регламентируется законодательством. Основными пользователями данных управленческого учета являются специалисты, менеджеры, руководители и владельцы компании. В результате анализа данных управленческого учета принимаются решения по дальнейшему управлению фирмой.
Особое внимание нужно обратить на то, что управленческий учет позволяет собирать и анализировать данные таким образом, как это удобно руководителю. Конечно, можно получать информацию о деятельности фирмы и из бухгалтерских отчетов, но у такого подхода есть некоторые минусы:
- "чтение" бухгалтерских отчетов - непростая задача, требующая знаний и хорошего понимания бухгалтерии;
- оптимизация налогообложения, проводящаяся большинством фирм, может поставить под сомнение некоторые конечные данные.
Отчет по данным управленческого учета можно построить таким образом, что в качестве конечного результата будет фигурировать лишь несколько основных цифр, динамику которых будет легко отслеживать.
Хорошо поставленный управленческий учет позволяет получать информацию с нужной периодизацией - вплоть до состояния "минута в минуту". Такая точность нужна не всем фирмам (например, в турбизнесе она может понадобиться операторам, но вряд ли будет нужна агентам), однако даже ежедневное или еженедельное представление о состоянии дел позволит принимать более оперативные управленческие решения.
Постановка системы учета требует получения ответов на следующие вопросы:
1. Какие показатели мы хотим анализировать?
2. Какая информация для этого необходима?
3. Кто и каким образом будет эту информацию собирать?
Итак, какие же показатели можно использовать для анализа эффективности бизнеса? В принципе, их достаточно много, однако для каждого конкретного предприятия возможно подобрать 5-7 основных параметров, отслеживание которых будет давать руководителю достаточно полную картину деятельности.

1. Показатели - объем реализации (количество проданных туров), объем выручки от продаж. Учет этих данных можно вести по направлениям, принятым в фирме (например, Турция, Египет, Испания, остальная Европа), по сезонам, по партнерам (для туроператоров) и т.д.
Информация. Данные о совершенных сделках, их стоимости.
Способ сбора. Собирают менеджеры, ведущие компьютерную базу данных по продажам, одновременно с совершением сделки. Во избежание дальнейших проблем лучше выбрать способ учета по оплате, т.е. учитывать сделку после ее полной оплаты. Если путевка оплачивается клиентом в несколько этапов, сумма неоплаченной части увеличивает кредиторскую задолженность фирмы, но не учитывается в объеме выручки.
Объемы реализации и выручки оптимально анализировать в динамике, это показывает тенденции, позволяет сравнивать показатель текущего периода с показателями предыдущего периода или соответствующего периода прошлого года. Если показатели продаж падают, нужно обратить внимание на маркетинговые аспекты - рекламу, качество обслуживания клиентов; технические моменты (например, качество телефонной связи); человеческий фактор (семейные неурядицы менеджера могут привести к его недоброжелательности и, соответственно, к неудовлетворенности клиентов).
2. Показатель - затраты на создание и реализацию тура. Для туроператоров этот параметр включает в себя расходы на создание тура (стоимость бронирования, заранее оплаченные экскурсии и т.п.) - т.е. себестоимость тура, и накладные расходы (зарплата персонала, оплата рекламных туров, продвижение и пр.) Турагентам нужно будет рассчитывать только накладные расходы, связанные с деятельностью по реализации путевок.
Информация. Авансовые отчеты, счета, накладные, ведомости на оплату труда и пр.
Способ сбора. Собирает бухгалтер или другой ответственный сотрудник, вносит в компьютерную базу данных. Учитывать затраты можно по турам, по периодам, по сотрудникам, по видам затрат (постоянные, переменные и пр.)
Основная проблема при анализе затрат - правильное отнесение затрат на реализованный продукт. Для этого их делят на прямые и косвенные, переменные и постоянные. В компаниях, занимающихся реализацией услуг, часто все накладные расходы относят на реализацию, не разделяя по продуктам. В туристическом бизнесе не всегда имеет смысл разносить издержки на каждую проданную путевку. Однако, такие, например, затраты, как заработная плата сотрудника, оформляющего визы, не должна равно относится и на визовые, и на безвизовые направления. Затраты можно разносить, руководствуюсь здравым смыслом: если, например, отсылка туристов в Египет влечет за собой постоянные телефонные переговоры с контрагентами для "утрясания" неувязок, то эти расходы нужно относить на египетское направление. В результате может выясниться, что некоторые направления не представляют коммерческого интереса, т.к. на них приходится слишком много накладных расходов.
Анализ затрат по основным группам (постоянные, переменные) и статьям расходов также удобно проводить, исходя из их динамики. Если затраты увеличиваются, нужно проверять обоснованность такого увеличения, искать путь для оптимизации расходов.
3. Показатель - прибыль. Различается несколько видов прибыли, чаще всего используются следующие:
- валовая прибыль = выручка от реализации - себестоимость продукта/услуги
- операционная прибыль = валовая прибыль - коммерческие и управленческие расходы
- чистая прибыль = операционная прибыть - остальные расходы (не связанные с основной деятельностью; проценты по кредитам; налоги).
Основной показатель для владельца, который из суммы чистой прибыли получает дивиденды и осуществляет инвестиции.
4. Показатель - рентабельность продаж. Рассчитывается как операционная прибыль, деленная на выручку от продаж, показывает долю прибыли в общем объеме выручки. Рентабельность продаж можно рассчитывать как для предприятия в целом, так и для каждого вида туров. Чем меньше рентабельность, тем меньше компания зарабатывает на продаже тура. Нулевая рентабельность означает, что предприятие тратит на создание/реализацию туров столько же, сколько получает от их продажи. Если рентабельность отрицательная, то себестоимость/накладные расходы превышают выручку от продаж, предприятие работает себе в убыток.
5. Показатель - рентабельность активов. Рассчитывается, как операционная прибыль, деленная на среднюю сумму активов, выражает отдачу, приходящуюся на каждый рубль активов компании. Этот коэффициент считается одним из самых важных для анализа деятельности компании, т.к. последовательное раскрытие его составляющих позволяет получить весь набор параметров, описывающих деятельность фирмы и, при необходимости, найти причину ухудшения ситуации.
Информация. Объем выручки, затраты, данные об активах компании (основные и оборотные средства).
Последние три показателя являются производными, их формирование производится автоматически, по заданным формулам.
Если компания использует заемные средства, можно также провести анализ ликвидности, оценку финансовой устойчивости (формулы для расчета этих показателей приведены в учебниках по управленческому учету). При необходимости руководитель также может использовать такие показатели, как производительность труда, оборачиваемость активов и пассивов и многое другое.
Работа по анализу перечисленных показателей заключается в следующих действиях:
- Отслеживание динамики показателей, сравнение их с показателями других периодов, со среднеотраслевыми показателями, изучение тенденций. Поиск причин, вызывающих изменение показателей (как в отрицательную, так и в положительную сторону).
- Сравнение реальных показателей с запланированными , оперативное выправление ситуации. Например, если объемы продаж сильно отстают от запланированных, следует либо активизировать действия по привлечению клиентов, либо заметно сокращать расходы для выхода на запланированный уровень рентабельности и прибыли.
Результатом проведенной работы должна стать простая и понятная картина финансового состояния компании, позволяющая владельцу принимать тактические и стратегические решения, оценивать привлекательность компании для партнеров и инвесторов, да и просто осознавать, насколько эффективен бизнес, которым он занимается, какую прибыль он приносит и может приносить в дальнейшем.

Вопросы для интервью:
1. Пользуетесь ли Вы программными средствами управленческого учета?
2. Оценка каких показателей дает Вам картину состояния бизнеса?
3. Как часто Вы проводите анализ этих показателей?
4. Налажена ли у Вас система управленческого учета, если да, то какие преимущества она дает?

 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru