О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ПЛАНИРУЮЩИЕ ФИРМЫ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ
Болотова Е.
"БОСС", № 3, 2001.


Все компании можно поделить на те, которые планируют свою деятельность, и те, которые этого не делают. По нашему опыту, организации, которые планируют свою деятельность, уделяют внимание стратегии, ставят цели (долгосрочные и краткосрочные), более эффективны.
Довольно сложно оценить, что в решениях заняться планированием первично. Может быть, высокий уровень самосознания в компании, в первую очередь, привел к пониманию, что планировать полезно, и это лишь укрепило и так крепкий, здоровый организм организации. Или, наоборот, переход на плановый ритм жизни позволил выйти на новый качественный уровень. Но несомненно одно: планирование - дело полезное и дает очевидные конкурентные преимущества компании.
Теоретически, планирование - это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения, назначения сроков выполнения намеченного, ответственных и исполнителей.
Стратегическое планирование определяет долгосрочные цели и способы их достижения. Это особенно актуальное направление. Если с оперативным планированием ситуация более или менее "устоялась", то вопрос о стратегическом планировании зачастую приводит руководителя в недоумение: "О какой стратегии может идти речь, когда надо выживать, окупаться, раскручиваться? Зачем тратить деньги и время на разработку каких-то абстрактных стратегий?"
Деятельность и принятие решений во многом осуществляются интуитивно. То есть преобладающим является "реактивный" стиль управления, когда реагируют на уже произошедшие ошибки и изменения, корректируют их на ходу.
Естественно, на каждое исправление уходит время, что еще больше отдаляет компанию от заветных целей, в том числе и пресловутых "раскрутиться", "окупиться", "развиться"... Так за проблемами, делами, заботами компания не видит себя: какова она в представлении клиентов, в чем ее изюминка, чем компания отличается от конкурентов.
Правильно же разработанная стратегия позволяет учесть именно изменения внешней среды, понять, какое место занимает компания на рынке, определить, в каком направлении необходимо двигаться.
Упрощенно процесс стратегического планирования состоит из четырех основных частей:
-понять, где мы находимся сейчас (текущее состояние);
-оценить, где мы хотим оказаться через определенный промежуток времени (наши цели);
-определить оптимальный способ перехода из точки А в точку В (стратегия);
-реализовать задуманное, оценить результаты и провести корректировку.
Самое главное заключается в том, что стратегия - это живой инструмент, реально помогающий компании "вырулить" в бурном море рынка и достичь задуманных целей.
К сожалению, еще одна "беда", с которой мы регулярно сталкиваемся - это неумение руководителей ставить цели.
Как правило, цели намечают в общем виде, не конкретно, не всегда достижимые, а то и заведомо не достижимые ("стать лучшими в своей отрасли", "занять четверть рынка" и т.п.). При этом редко намечают сроки, в которые предприятие собирается достичь этих целей. Также цели редко учитывают другие направления, кроме финансов. Важно ставить их по четырем основным направлениям:
-доходы организации (прибыль, рентабельность, объем продаж, доля рынка и т.п.);
-клиенты организации (основные сегменты, количественный и качественный состав, специальные меры по обслуживанию клиентов и т.д.);
-сотрудники организации (основные требования к персоналу, количественный и качественный состав, система управления);
-социальная ответственность (имидж организации, благотворительная деятельность).
Разработка целей - длительный процесс и, как правило, вызывает мало интереса у руководителей. Мы часто проводим семинары по повышению управленческой компетентности, например, для руководителей среднего звена, и по просьбе первого лица включаем блок по разработке и постановке целей.
К сожалению, именно эта часть семинара, как правило, вызывает наибольшие трудности у участников. Они не видят смысла в этой работе: "Зачем это нужно? Мы и так очень загружены. Вы попробуйте поработать в нашем ритме".
Даже если первое лицо - грамотный управленец и серьезно относится к планированию, бывает довольно сложно привить такое же отношение к ведению дел менеджерам низших уровней. Тут, наверное, играет роль и существующий стереотип: пренебрежение планированием, и "отзвуки" советских времен, когда понятие планирования было выхолощено и обесценено. Однако, если весь коллектив не примет планового ритма, главе компании вряд ли удастся достичь желаемого.
В рабочих условиях довольно эффективный способ разработки целей - создание рабочих групп из ключевых сотрудников и регулярное обсуждение целей этой группой вплоть до их окончательного утверждения (оптимальный срок такой работы - 1-2 месяца). Такой децентрализованный подход к разработке позволяет раскрыть потенциал сотрудников, повысить их мотивацию за счет участия в принятии решений.
Еще один важный момент: если в компании не умеют правильно ставить цели или вообще этого не делают, то обычно планируют расходы, а не доходы. То есть не определяют, сколько хотят заработать, сколько нужно заработать, а решают как потратить те деньги, которые имеют: купим еще один магазин, если хватит, а если не хватит, то купим что-нибудь другое.
Это тот же самый "реактивный" подход: не я выстраиваю свой бизнес, не я им управляю, а среда управляет мной, я "подстраиваюсь" под то, что есть. В этом случае среде достаточно просто захлестнуть и поглотить предприятие. В компаниях, где деятельность не упорядочена и авралы - норма жизни, часто можно слышать такие выражения: "захлестнуло", "накрыло", "завертело".
И в этих выражениях, на самом деле, отражена реальность.
Планирование, на наш взгляд, в любом случае очень полезная вещь. Оно позволяет контролировать бизнес и управлять им и не позволяет ситуации управлять тобой.


 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru