|
ЛОГИСТИКА - С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Пустынникова Ю.М. «Офисфайл» № 65 июнь 2004
В последние несколько лет интерес менеджеров и собственников бизнеса к логистике неуклонно растет. Многие ищут в ней источник для очередного витка развития бизнеса, некоторые воспринимают как панацею, но большинство просто стремится понять, что стоит за этим словом и можно ли это как-то применить в их компании. Современное понимание логистики предполагает довольно широкую трактовку: под логистикой понимают «планирование, организацию и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления» (Барлоу, цит. по Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев «Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры», Москва, Инфра-М, 2002), а вовсе не «растаможку» или ведение складского хозяйства, как думают многие. Основная цель логистики заключается в том, чтобы нужный продукт необходимого качества был доставлен нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время и в нужное место от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат. Таким образом, логистика фактически затрагивает все системы организации и требует высокой отлаженности всех внутренних и внешних процессов организации. Исходя из семи точек контроля, обозначенных в цели, логистика затрагивает:
Продукт – важно, из какого сырья производится продукт, как быстро и насколько ритмично это сырье поставляется, какова скорость и ритмичность собственно производства, насколько оптимальны с точки зрения затрат производственные процессы. Как оптимально выбрать поставщика.
Качество - насколько устойчиво качество продукта, какие требования оно предъявляет к транспортировке и хранению (например скоропортящиеся грузы, хрупкие грузы, грузы, требующие соблюдения жесткого температурного режима и т.п.)
Количество – соответствуют ли возможности компании спросу на рынке, может ли она обеспечить своих клиентов необходимым количеством товара, каковы возможные количественные потери при хранении и транспортировке, какими партиями выгоднее поставлять товар (соотнесение издержек на хранение и транспортировку с потребностями рынка, учет оборачиваемости и т.д.)
Стоимость – каким образом и за счет чего можно минимизировать издержки на пути от производителя сырья до потребителя конечного продукта, на каждом этапе прохождения товара по логистической цепочке.
Потребитель – каким образом удобнее всего и выгоднее всего организовать процесс доведения продукта до его конечного потребителя: как сделать так, чтобы товар пришел по адресу, через руки каких посредников должен пройти товар, чтобы издержки были минимальными и все пришло точно в срок». Как выбрать оптимальных перевозчика и посредника.
Время – как сделать так, чтобы общее время на прохождение товара было минимальным, как сделать так, чтобы это минимальное время было стабильным (срок доставки всегда один и тот же а не « в этот раз 7 дней, в следующий – 2 дня, а через раз – 10 дней»), какие препятствия могут встретиться в пути, как их избегать и как обходить быстрее всего при наименьших затратах, как, наконец, сделать так, чтобы товар приходил вовремя.
Место – и не только вовремя, но и в четко оговоренное место. Как хранить товар, как организовать склад, какие места отвести под какие товары, как потом быстро и точно товар найти, когда он понадобится и т.п. Как выбрать оптимальное место для организации и размещения склада, какие перевалочные пункты выбрать при транспортировке.
Надо всем этим «нависает» стратегия предприятия, она, скажем так, определяет «направление логистической мысли», определяет цели логистической оптимизации. В зависимости от того, придерживается предприятие стратегии дифференциации, лидерства по затратам, фокусирования или диверсификации, логистическая система будет ориентированна соответственно либо на поддержание уникальности предприятия, например в области обслуживания клиентов за счет предоставления особых услуг, либо на снижение логистических затрат по всей цепи поставок, либо на лучшем удовлетворении потребностей определенной группы потребителей или же на поддержание и согласование всех видов бизнеса компании (если их несколько).
К основными функциональными блоками логистики на предприятии относят:
Организацию обслуживания потребителей
Управление запасами
Организацию снабжения закупок и производства
Транспортное обеспечение логистики
Упаковку и маркировку грузов
Организацию складской деятельности и технологического процесса на складе
Организацию сбыта продукции
Организацию распределения продукции
Из всего выше сказанного становится очевидно, насколько интегрированный характер носит логистическая деятельность и насколько далеко «простираются ее границы». Не менее очевидным становится и то, что организация системной логистической работы даже на небольшом предприятии требует от организации больших организационных затрат, а подчас и глобальной перестройки, что влечет за собой на первом этапе значительные финансовые затраты. Не каждому предприятию такое под силу. Но это не значит, что с идеей построения логистической системы в компании следует расстаться. В настоящей статье мы постараемся осветить те первые шаги, которые может осуществить даже небольшое предприятие на пути к глобальной оптимизации своей логистики. Тем более, что для руководителей большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известные смотря на то, что как правило методы эти используются лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции.
Консультанты по организационному развитию советуют: начинайте организационные изменения с небольших, крайне актуальных и практически гарантирующих видимый успех (пусть и локальный) изменений. Этот совет полностью применим к ситуации, когда компания начинает налаживать у себя логистику. Как правило, болевыми точками являются склад и транспорт – не случайно обывательское представление о логистике ими начинается и ими же заканчивается. Но для первых шагов «наведения порядка» в этих двух областях уже будет достаточно.
Склад как одежный шкаф
Для того, чтобы разобраться в вопросах складского хозяйства мы будем использовать бытовые метафоры – так будет проще понять и запомнить основные приемы ведения складского хозяйства и его «контрольные точки».
Начнем с расположения склада. Место для организации склада готовой продукции должно быть выбрано так, чтобы на него было удобно поставлять продукцию: не очень далеко от производства (если у вас собственное производство), иметь удобные подъездные пути и располагаться в пределах досягаемости клиентов, особенно если вы практикуете самовывоз. Особенно удобно, если отдел продаж и склад находятся в непосредственной близости – это сильно облегчает жизнь и вам, и вашим клиентам. Равно как и склад сырья лучше всего организовывать непосредственно при производстве. Иными словами, вы же не будете устанавливать свой одежный шкаф в квартире у соседа или у вашей бабушки, живущей на другом конце города. При выборе складского помещения следует также учитывать вопрос стоимости аренды (или покупки) помещения: вам ведь не придет в голову хранить старые поношенные вещи в шкафу 18-го века, выполненного из красного дерева с перламутровой инкрустацией. Затраты на организацию склада должны окупаться. Также склад должен давать возможность организовать требуемые условия хранения с наименьшими затратами, иначе либо товар пострадает, либо его себестоимость взлетит до небес.
Далее, склад должен быть специализирован по продукции, так как товар с различными физико-химическими свойствами, как правило, требует различных режимов хранения. Да и дома вы ведь не поставите бытовую химию на одну полку с мукой и крупами. Так, для пластика повышенная влажность до определенного предела не страшна, а вот для бумаги влажность – это критично. Во всяком случае, товары, требующие различных условий хранения, должны быть расположены в различных частях склада. Очевидно также, что следует сделать все возможное для исключения возможности хищения.
При организации складского пространства необходимо хорошенько продумать размещение полок и стеллажей: они должны соответствовать объемам и размерам размещаемой на них продукции, а также характеру и объему выполняемых технологических операций. Товар должен помещаться на полках, одновременно пустое «нерабочее» пространство на них должно быть минимизировано. Идеально, если высота полок на вашем складе может быть отрегулирована. В общем, для шуб и пальто в шкафу должно быть свое место, а для носков и носовых платков – свое. Проходы на складе должны быть достаточно широкими для беспрепятственного перемещения грузов, но при их расчете не следует забывать об экономии складской площади и не планировать лишнего.
«Отдельная песня» - это привязка товара к месту, особенно это сложно сделать на складах с высокой оборачиваемостью, «плавающим» или постоянно меняющимся ассортиментом, какие часто встречаются у компаний, торгующих канцелярской продукцией и другими товарами для жизнеобеспечения офиса. В любом случае склад необходимо разметить на места, и каждому месту присвоить буквенно-цифровой код – это упростит поиск нужного места на складе. Затем важно продумать привязку «товар-место». Здесь, прежде всего, следует определиться, у каких товаров или товарных групп какая оборачиваемость. Для товаров с высокой должны быть отведены места, максимально приближенные к месту выдачи. Для товаров, которые закупаются крупными партиями, а продаются небольшими, но постоянно, можно оборудовать «оперативный склад», куда помещать «дневной запас» товара, а основной массив партии хранить в более удаленном месте.
За складскими местами следует заранее закрепить товар или группу товаров. Так, например, места с А1 по С10 могут быть закреплены за бумагой для принтеров, при этом места А1, В1, С1, А2, В2 и С2 будут закреплены за маркой Х, а места В2, С2, А3, и В3 – за маркой Y , совпадающие ячейки дадут вам возможность маневра: когда Х будет продан и поступит новая партия Y , места В2 и С2 не будут пустовать, как было бы в случае с жестким закреплением ячеек. Общая идея состоит в том, что жестко фиксируется лишь часть складских мест (это позволяет вам и вашим складским работникам запомнить, «где что лежит» и быстро ориентироваться на складе), часть же ячеек сделать «плавающими», что обеспечит возможность перемещать товар, «уплотнять» его и т.д.
Товары с ограниченным сроком годности лучше хранить отдельно, особенно если склад у вас не большой и компьютерной программой складского учета не оснащен. В этом случае отдельное хранение таких товаров – единственно возможный способ не «забыть» о сроке годности товаров и не начать отпускать более «свежий» товар, до того как распродана предыдущая партия, а также своевременно информировать продажи о том, что отдельные товары требуют немедленной реализации.
В случае, если ваш поставщик пакует продукцию в одинаковые с виду коробки (белые с логотипом или коричневые с небольшими этикетками, которые нужно долго разглядывать, чтобы понять, что внутри), имеет смысл наладить процесс цветового маркирования продукции еще на этапе ее приемки. Крупные цветные наклейки с артикулом и названием товара позволят вашим складским работникам быстрее находить товар и снизить процент пересортицы при сборе заказов. Лучше, чтобы такая маркировка делалась на нескольких сторонах коробки, чтобы возможность перепутать стоящую «не тем боком» коробку была сведена к минимуму.
И, конечно же, необходимо организовать аккуратный учет продукции на складе. Автоматизированная система, особенно если это сетевая версия, в которой данные о продажах и резервировании продукции поступают на склад, а данные об отгрузках – в продажи, позволяет снизить ошибки в ведении складского учета. Но любой автоматизированный учет лучше подкреплять бумажным, или хотя бы регулярно проводить резервирование – никто не застрахован от «падения базы» и прочих компьютерных неприятностей. Бумажный же складской учет предполагает ведение карточек товара вручную, что весьма трудоемко, но для маленького склада или склада с небольшой номенклатурой, терпимо. Также необходимо регулярно проводить инвентаризацию и снимать складские остатки, иначе ваш склад очень быстро превратится в былинный лес, где не известно, где лежат товары и в каком количестве. На таком складе рачительные кладовщики начинают хранить старые резиновые сапоги, сломанные зонтики и наливочку с мухами – авось да пригодится, ну и ясное дело такой склад постоянно нашептывает своим сотрудникам: «Возьми это, никто ведь не хватится, не робей, возьми...».
А теперь послушаем начальника транспортного цеха...
С транспортом, как ни странно, в отношении первых шагов все гораздо проще, чем со складом. Первое и главное, что нужно сделать, это наладить диспетчирование вашего транспорта. При этом желательно, чтобы диспетчер не подчинялся «начальнику транспортного цеха», иначе график работы водителей будет выстроен так, чтобы было удобно водителям, а не компании, и уж тем более не клиентам. Многие возлагают функции диспетчерской на административный отдел или АХО. Задача диспетчера – собирать заявки на транспорт с других отделов (производства, продаж, закупок) и основываясь на них выстраивать график поездок для гаража. Здесь есть два тонких момента. Во-первых, необходимо переучить всех сотрудников обращаться к гаражу не напрямую, а через диспетчера, причем по, желательно, посредством письменных, а не устных заявок. Во-вторых, для того, чтобы диспетчер мог правильно выделять машины под конкретные задачи и правильно рассчитывать время поездки, либо диспетчером должен быть опытный человек, знакомый с подобной работой, либо нужно провести значительную предварительную работу. В частности, необходимо выяснить реальные объем и грузоподъемность машин, которыми вы располагаете, а также замерить время на основные постоянные маршруты, выполняемые в вашей компании. При этом желательно, чтобы диспетчер съездил по этим маршрутам вместе с водителем, чтобы тот по дороге куда-нибудь не «заехал», тем самым, увеличивая себе норму и «выкраивая» возможность «полевачить» в рабочее время за деньги компании.
Как видим, даже первые небольшие шаги по направлению к логистическому управлению требуют от компании проведения большой организационной работой, а ведь мы даже не касались такой темы как оптимизация бизнес-процессов, постановки менеджмента качества и тому подобных страшных вещей. И все же игра стоит свеч, ведь логистика позволяет предприятию снизить издержки (а значит, и увеличить прибыль) на 30-70%!!! Разве это не достойная цель, чтобы ради нее постараться? |
|