О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ТЕНДЕНЦИИ К ПОНИМАНИЮ (ЛОГИСТИКА ОТ "ЧАЙНИКА")
Тарелкина Т., Болотова Е.
"БОСС", № 7-8, 2001


Логистика - магическое слово. Безусловно, оно связано с логикой, то есть все точно, выверено, рассчитано, в общем, правильно. Где? Как? А что это даст? И вообще, что это такое и с чем это едят, и как этому можно научиться?

Первый раз это, тогда еще загадочное слово, бросилось мне в глаза после августа 1998 года. Оно занимало третье место в рейтинге десятки самых востребованных профессий. Тогда все было направленно на минимизацию издержек, причем всего, "все смешалось: кони, люди…". Оказалось, что это действительно связано с оптимизацией издержек за счет правильной организации работы транспорта, складов и т.д. Наверное, это что-то жутко занудное, раз возникло как реакция на такие события, когда надо все считать, считать, считать…
Как-то вечером позвонила моя однокурсница. Ее интересовал вопрос можно ли провести организационную диагностику с детальным изучением системы маркетинга для компании, где она работает. Руководство хочет понять, почему падают продажи. Компания молодая, все делают все. Нет, энтузиазм уже поугас, точнее было бы сказать, "кто везет на том и возят". N*** везет, она и менеджер по персоналу, и растаможкой занимается, продукцию иногда помогает развозить и т.д. Собирается поменять место работы, надо решить, чем дальше заниматься персоналом или логистикой, в любом случае еще учиться придется: где, что можно почитать по мотивации персонала нематериальной, конечно, по транспортировке и оптимизации работы склада. Так слово логистика обрело для меня "человеческое лицо".
"На ловца и зверь бежит", первая статья по логистике попала в руки через неделю, как раз о развитии и размещении складов. Оказалось жутко интересно. Действительно все можно и нужно просчитать, и что самое главное получить реальный конкретный результат, измеряемый в процентах отношением былых затрат к оптимизированным, то есть в денежках. Приятно. Особенно руководителям. Позвонила N***, но она уже решила, что будет заниматься персоналом, а я "заболела" логистикой. Началась охота за статьями по логистике.
Сложно. Занимательно. Читаю, как "филькину грамоту", помогают: схемы, графики, модели, картинки, конкретные примеры и расчеты. На формулах "выпадаю в осадок". Это ж какие мозги надо иметь, чтобы все это придумать, рассчитать, столько факторов, параметров, критериев в голове нужно держать, причем одновременно. Да, это не для меня, гуманитария. А хочется! Забудь!



Почти в каждой статье говорилось о системном подходе, но на примерах только складирования, транспортировки, управления закупками, это так глубоко не ощущалось. Все встало на свои места, когда оказалось:
-что все начинается с планирования сырья и заканчивается системой сервисного обслуживания потребителей. "Здесь прошли люди, здесь прошли люди" (конечно, деньги-то кто платить будет);
-что логистика - это не только системный подход к управлению материальными потоками, а еще и люди. Причем, те, кто всем этим управляет и осуществляет и те, кому все это предназначено. Естественно встает вопрос о согласовании интересов, они же мягко говоря разные. Нужна "золотая середина", ну или почти середина, или чтобы она хотя бы таковой казалась. Это уж кто и как относится к своим клиентам, которые есть "рука дающая";
-что логистика и консультирование по организационному развитию - сиамские братья близнецы: работают на реализацию целей компании, для чего необходимо учитывать все функциональные направления и их взаимовлияние и взаимодействие в организации (маркетинг, производство, транспорт, финансы, управление и т.д.). Причем, необходимо выдерживать баланс между направлениями, согласовывать цели различных подразделений, чтобы в конечном итоге все работало на общую цель и оптимизация, оптимизация, оптимизация...
Это похоже на охоту: больше, лучше, с большим эффектом и, в конце концов - реальный результат. И все снова. Главное не увлечься каким-то одним элементом, иначе можно получить обратный эффект - более высокие общие издержки или не впасть в "улучшизм" ради него самого.

Живьем с логистикой столкнулась, когда понадобился специалист под проект. Запрос - проанализировать деятельность компании по системам: управление, персонал, маркетинг, с точки зрения: что правильно, что не правильно, что можно сделать лучше, как все это должно быть по мировому опыту и стандартам. Но больше всего вопросов было о том, как правильно организовать сбыт, работу с клиентами: поиск клиентов, прием заказов и их доставка, работа склада, просчитать и оптимизировать транспортные расходы под новую услугу - развоз продукции клиентам "на дом" по всему региону.
Начались поиски логистика. Понравилось несколько резюме, встречались со специалистами, обсуждали проект, дополнительную информацию необходимую для принятия решения, возможность приглашения в дальнейшем под новые проекты. Общее впечатление:
- логистика на рынке труда - каков спрос, таково и предложение.
Есть руководители, считающие, что логистика=растоможка, соответственно есть специалисты, занимающиеся этим и гордо зовущие себя "логистиками". Если взять специалиста среднего уровня под эту задачу, то это человек, который умеет быть в нужное время, в нужном месте, с необходимыми ресурсами и хорошими коммуникативными навыками, знающим специфику своего бизнеса.
Есть руководители/специалисты, уделяющие внимание какому-либо из аспектов логистики, в силу знаний, опыта. Например, человек занимался всю жизнь складским хозяйством или организовывал работу транспорта, является специалистом в своей области. В результате мы получаем работу по старинке и /или "опыт - сын ошибок трудных и парадоксов друг". Если такой уровень соответствует и обеспечивает цели и потребности организации, тогда это оптимальный вариант. При этом не стоит забывать, что минимизация части издержек, без учета целей всех подразделений может привести к общему увеличению издержек. В принципе, если Вам надо организовать работу транспорта, то с этим достаточно хорошо справится диспетчер, работавший на предприятии, занимавшемся перевозкой грузов.
Компаниям, имеющим большое количество филиалов, работающим в регионах или решившимися выходить на региональный уровень необходимо сквозное управление материальными потоками и специалисты соответствующего уровня. Например, если перед организацией остро стоит задача точно рассчитать транспортные расходы, то потребуется специалист с образованием МАДИ (советуют "братья по разуму" - логистики).
- автоматизированная информационная система - необходимая составляющая управления материальными потоками, ее кровеносная система, дающая возможность контроля, анализа, оптимизации, обратной связи и т.д. Например, снижение транспортных затрат в среднем на 60% от запланированного бюджета - реальный результат, которого добилась специалист, работавшая в компании с хорошо поставленной автоматизированной информационной системой (21 филиал по России).
Без базы данных и наработанной в ней статистики многие специалисты отказываются работать, аргументируя это тем, что не с чем. Да, не с чем. Да, приходится руководителям доказывать, что это надо. Да, не все понимают или не хотят понимать или не считают нужным для своей организации. Почему? Может быть:
- его устраивает то, как работает его компания и ему этого хватает, поэтому увеличение/уменьшение чего-либо насколько-то процентов его по большому счету не волнует, ему и так хорошо;
- цели организации достижимы и без затрат на построение системы логистики (например (грубо), достаточно навести порядок на складе, хотя правда и то, что такая задача часто выходит на пересмотр организационной структуры склада, а иногда и всю систему поставок компании). Если изменятся цели организации, то возникнет и потребность в постановке системы логистики и всего сопутствующего обеспечения;
- аргументация "слабая" для данного конкретного руководителя. В принципе, если показать возможности логистики исходя из того, что есть, в процентном выражении конечно. Да к этому процент того, что получится после введения системы. И отношение этих процентов к общим затратам. Впечатляет, но жаба душит. Все тоже самое, но по-этапно, со всеми необходимыми ресурсами. Почти что мини-бизнес-план.
- готовность специалистов работать в "чистом поле" с "0". Это относится вообще к любым специалистам. Хочется прийти на "готовенькое", когда какая-то система уже простроена, есть база данных и наработана статистика, и можно заниматься своим любимым делом: анализировать, оптимизировать, совершенствовать, что может быть приятнее и интереснее. Черной работой заниматься никто не хочет, энтузиастов мало. Есть специалисты, которым интересно смогут ли они сделать все сами. Есть отчаянные головы, которые, может, не имеют опыта (или его мало), но есть знания и желание делать пусть даже с "0". Все равно никто в организации не знает, как это должно быть, можно делать все что угодно, исправлять и совершенствовать по ходу. Есть классические исполнители.
- обучение Специальность молодая, новая, поэтому и разгуляться почти негде. Есть координационный совет по логистике при МАДИ, в результате теоретическая база, потратите 1-2,5 года в зависимости от базового образования. Есть тренинговый вариант обучения (MTI, "Евроменеджмент"), в результате пообщаетесь с практиками и что-то внедрите или измените у себя и/ или загоритесь общей идеей в принципе. Лучшее обучение - попасть туда, где это уже есть/в компанию, предоставляющей услуги по логистике другим организациям: и учиться всему что дадут и самому брать тоже.

Итак, логистика - это материалопоток, сопровождаемый информационным и финансовым потоком. А может быть что-то круче? Может. "Класс-технология", высшим пилотажем которой является подробнейшее прописание оптимальных бизнес-процессов для организаций (томами), что сейчас очень востребованно за рубежом и за что платят большие деньги. Есть к чему стремиться.



 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru