О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИ Послать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

10 СОВЕТОВ ПО УВОЛЬНЕНИЮ СОТРУДНИКА
Пустынникова Ю.М., Тарелкина Т.В.
Бизнес-журнал

С одной стороны, никто не хочет быть уволенным по какой-либо другой статье, кроме как «Уволен по собственному желанию». С другой стороны, есть люди конфликтные по сути или люди, для которых справедливость превыше всего. Они готовы судиться, чтобы доказать свою правоту, особенно когда все было хорошо и вдруг увольнение. «Ведь все было хорошо?!?»

Рассмотрим технику безопасности на самой уязвимой статье, по которой сотрудников, как правило, потом восстанавливают - несоответствие занимаемой должности на основе результатов аттестации.

Чтобы увольнение прошло «без шума и пыли» - важно, чтобы человек самостоятельно принял решение об увольнении. Необходимо показать некомпетентность сотрудника или несоответствие занимаемой должности и «запустить» механизм саморефлексии. Оценка при этом должна быть объективной, а все процедуры корректными. То есть не обязательно проводить аттестацию, чтобы доказать некомпетентность сотрудника, самое главное подвести его к самостоятельному увольнению.

В книгах, статьях нередко можно увидеть манипулятивные приемы, позволяющие быстро посадить сотрудника в лужу по профессиональной компетенции и уволить на этом основании. Манипулирование, с нашей точки зрения, не лучшее решение данной задачи, впрочем, как и какой-либо другой. Руководитель создает условия, при которых сотрудник не может выполнить задание на должном уровне и постоянно показывает свое недовольство ситуацией.

На самом деле все те же реакции испытывает любой руководитель в «естественных» условиях, когда деятельность сотрудника мало эффективна или неэффективна вовсе. Но при этом не всегда дает ему об этом понять, тем более предоставить четкую обратную связь. В результате, когда предлагают «Уйти по собственному желанию» - возникает закономерное «Все же было хорошо?!?».

Наиболее действенный и бесконфликтный путь увольнения «нерадивых сотрудников» - это хорошо простроенные системы контроля, оценки и регулярной обратной связи. Если ежемесячно в течение года (полугодия) динамика показателей и качество работы сотрудника не удовлетворяют руководителя и при этом он регулярно получает обратную связь, то предложение «уволиться по собственному желанию», скорее всего, не вызовет никаких возражений. Чтобы запустить механизм саморефлексии у сотрудника, необходимо чтобы он сам анализировал свою работу: что получается, что нет, почему, как это можно исправить, в какие сроки, понадобится ли чья-то помощь и т.д.

Сильными механизмами самоанализа являются:

  • подготовка предаттестационного отчета, включающего в себя оценку своего уровня профессионализма в соответствии с требованиями компании к должности, перечисление новых знаний и навыков, которые сотрудник приобрел за отчетный период, перечисление достижений и неудач, краткое видение своего профессионального развития на ближайший год;
  • подготовка плана профессионального развития, где описано: какие цели ставит перед собой сотрудник, какие знания и навыки ему для этого необходимы, каким образом он намерен их получить, как он собирается развивать свои слабые стороны и т.д.;
  • подведение итогов работы компании и вклада сотрудников в общее дело на дне рождении компании или на совещании в начале года.

Человек видит объективную картину своих достижений и неудач за определенный период времени (полгода/год) комплексно, со всеми взаимосвязями и последствиями.

Таким образом, качественное выполнение управленческих функций несет в себе дополнительную выгоду – возможность расстаться с сотрудником красиво и по объективным причинам. Увольнение сотрудника – процедура болезненная и морально тяжелая практически для любого руководителя, но способность уволить сотрудника (заслуженно), является критерием зрелости руководителя.

Этот вариант работает, если в компании все необходимые системы простроены. Пока большая часть компаний в стране на пути к этому счастливому будущему, когда профессионализм менеджмента будет работать и на такие малоприятные обязанности руководителя как увольнение. Что же можно делать сейчас? По сути тоже самое, только в экспресс режиме:

  1. Даже если Вас обуревает праведный гнев, расставаться с сотрудником лучше «по-хорошему», чтобы не вызывать у него желания рассказывать всем (сотрудникам, друзьям, родственникам, потенциальным работодателям, в том числе конкурентам) как нехорошо с ним обошлись в компании «Х». Подавите в себе желание уволить провинившегося со скандалом и в «шесть секунд», не унижайте его на глазах у коллег – провести воспитательные меры вы всегда успеете.
  2. Прежде чем увольнять сотрудника, поговорите с ним. Подготовьтесь к этому разговору сами. «Остудите голову», и пропишите четко свои аргументы: что вам не нравится в его работе и в его поведении и почему.
  3. Подумайте сразу о том, кто будет принимать дела, чтобы родные любимые клиенты не оказались в подвешенном или брошенном состоянии.
  4. Когда будете разговаривать с сотрудником, сначала выслушайте его: пусть он сам сначала расскажет, как он видит сложившуюся ситуацию. Это позволит вам увидеть, понимает ли он свою вину или настроен на скандал. Если он считает себя «белым и пушистым», задайте ему вопросы, отвечая на которые, он увидит ситуацию под другим углом зрения.
  5. Спросите у него, как он считает, как Вам следует поступить с ним. Это позволит Вам еще раз «прощупать почву» и понять, изменился ли настрой сотрудника в результате вашего разговора. Весьма вероятно, что сотрудник сам предложит конструктивный вариант расставания, и дальше с ним можно будет договариваться, не усиливая конфликт.
  6. После того, как сотрудник изложит свое видение ситуации и ее решения, дайте ему обратную связь: расскажите, как видится ситуация вам, объясните, чем в его работе вы недовольны и почему. Постарайтесь по возможности донести до него, что дело не в нем лично, а в его отношении к работе. Обсудите дальнейшие шаги по передаче дел и процедуре увольнения.
  7. Полностью обезопасить себя от копирования и выноса корпоративных баз данных практически не возможно, если в компании не ведется постоянная профилактика и не принимаются меры безопасности: ведь нелояльным сотрудник стал не вчера, конфликт как-то развивался. Так что у сотрудника уже была масса возможностей скопировать и унести из компании все, что ему было нужно. Можно конечно оставить компьютеры без дисководов, только за личной флешкой сотрудника не углядишь, захочет исхитрится. Не приставлять же к каждому шпика. Единственное, что вы можете сделать, это незамедлительно изменить пароли доступа к информации: тогда при передаче дел другому сотруднику, увольняемый не сможет «незаметно» скопировать конфиденциальную информацию – ведь необходимых кодов доступа у него не будет. Назначить преемником в такой ситуации нужно того сотрудника, которому вы можете доверять.
  8. Не забудьте юридически грамотно оформить увольнение (приказы, основания, записи в трудовой книжке и т.п.), чтобы эта история не имела продолжения.
  9. После увольнения, необходимо провести информирование остальных сотрудников, чтобы пресечь "разговорчики в строю". В качестве инструментов информирования можно использовать информационное совещание и корпоративную газету. Основная задача информирования - внятно объяснить персоналу, за что и почему был уволен сотрудник. Поощряйте оставшихся сотрудников задавать вопросы – отвечая на них, вы получите больше шансов развеять их страхи, не дать сформироваться нелепым слухам, сформировать у сотрудников правильное отношение к сложившейся ситуации. Проводя информирование, опять же не унижайте уволенного сотрудника, говорите о ситуации, а не о человеке, об отношении к работе, а не о личностных качествах.
  10. Перед проведением общего информирования нужно переговорить с теми, кто дружил с увольняемым подчиненным, так как они видят ситуацию скорее его глазами и именно от них в первую очередь может исходить негативная или искаженная информация. Постарайтесь сделать так, чтобы они тоже поняли и приняли ваши резоны при увольнении.
  11. Если ситуация позволяет, то необходимо сделать символическое прощание с сотрудником (чаепитие, «поход» отдела куда-либо и т.д.) В каждой компании свои традиции по этому случаю.

Увольнять и увольняться красиво надо уметь, это действительно признак профессионализма не зависимо по какую сторону баррикад ты находишься. Перечислим на прощание выгоды красивого увольнения для сторон участниц:

  • Отсутствие конфликтной ситуации в принципе;
  • Смягчение стрессовой ситуации, хотя бы для коллег увольняемого сотрудника;
  • Сохранение отношений. Компания и увольняемый сотрудник могут стать в будущем клиентами, партнерами, конкурентами. Или могут рекомендовать друг друга в качестве клиентов, партнеров. Сохраненные отношения помогут быстрее навести мосты в будущем.
  • Придя в другую компанию, сотрудник будет рассказывать только хорошее, а не ругать ее «на каждом шагу» и не сливать коммерческую информацию. Сотрудник получит хорошие рекомендации от своего непосредственного начальника и менеджера по персоналу, при устройстве на новую работу.
    Например, недавно в Интернете 20 бывших сотрудников дружно поливали грязью свою компанию (книжный бизнес). Это было ужасно. С одной стороны было просто стыдно за этих людей, но с другой стороны их так много, и если они таких набирали …, то может действительно не стоит связываться с этой компанией.
  • Сотрудник может вернуться работать в компанию, но уже в другом статусе, например, более высоком. А может и в том же.
  • Возможность обмениваться информацией с прежним сотрудником для его коллег, руководства. Менеджер по персоналу может получить от него информацию о потенциальной замене или новом сотруднике или сам порекомендовать ему кого-нибудь.
  • С точки зрения внешнего и внутреннего маркетинга персонала , компания, где принято увольнять красиво и сохранять отношения, более привлекательна для персонала, чем компания, о которой ходит слава, что она погрязла в судах со своими уволенными сотрудниками. Причем достаточно прецедента, чтобы на компанию стали «обходить стороной».
 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru