О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

КТО ПРЕДУПРЕЖДЕН, ТОТ ВООРУЖЕН
Тарелкина Татьяна, Свиркова Елена,
"Турбизнес", № 5, 2003.

Информация, полученная руководством (сотрудником) в нужное время, в соответствующей форме и с достаточным объемом содержания играет решающую роль в жизни компании. Зачастую, не налаженное внутреннее информирование становится причиной таких проблем, как принятие руководителем, специалистами компании необоснованных решений из-за потери, искажения информации; неэффективное расходование времени руководителя, ошибки в работе персонала, срыв мероприятий.

Система информирования организации представляет собой: совокупность передаваемой информации, каналы ее распространения, мероприятия и указания руководителя по информированию, а также правила работы с информацией.
Систему информирования компании можно назвать эффективной, если она справляется с решением следующих задач:
1. Обеспечение необходимой информацией для принятия обоснованных решений.
2. Формирование положительного имиджа компании в глазах сотрудников.
3. Моральная мотивация сотрудников.
4. Соблюдение стандартов качественного обслуживания.
5. Предупреждение сопротивлений при проведении изменений.
Большинство компаний в турбизнесе имеют небольшие размеры. Чем меньше компания, тем больше в ней влияние неформальных отношений, и соответственно влияние неформальных потоков информации. Неформальная система отношений - это душа компании. Как известно "душа обязана трудиться". Для того, чтобы эта работа происходила целенаправленно, в мирных целях и на благо компании ею необходимо управлять, направлять - это задача формальной системы информирования. Если руководство компании не достаточно уделяет внимание информированию сотрудников, они самостоятельно восполняют недостающую информацию в курилках, за чаем в виде домыслов, интерпретаций чего-то краем уха услышанного и т.д. Причем это домысливание носит, как правило, негативный характер. Естественно это влияет на атмосферу в компании, которая транслируется и в работе с клиентами.
Например: Небольшая компания (в сфере услуг) переживает переход на новый этап развития (когда компании требуются профессионалы, систематизируется и регламентируется работа компании, четко распределены обязанности и ответственность сотрудников и т.д.). В череде приемов и увольнений персонала, которые характерны для переходного периода, руководство компании без объяснений увольняет одного из сильнейших и "старейших" менеджеров по продажам, к тому же балагура и "душу" компании. Один из менеджеров принимает заказ у клиента, а тот спрашивает: "менеджера N увольняют, у вас в компании, что совсем плохо стало?". Для руководства компании увольняемый - негативный лидер, мешающий преобразованиям компании, постоянно вносящий смуту в напряженную работу, приносящий в последнее время меньше, чем может, и совсем не обучающий новых сотрудников. Для менеджеров и клиентов - он герой и "отец родной".
В этой ситуации можно было "убить двух зайцев": объясняя причину увольнения сотрудника, еще раз напомнить остальным, что в компании поощряется, а что нет, на что им ориентироваться; проговорить "официальную версию" увольнения, которая транслируется клиентам увольняемого при их передаче другим менеджерам и другим клиентам, и, обязательно, объяснить почему важно говорить именно так.
Для построения эффективной системы информирования необходимо: правильное определение содержания и объемов информации, которую надо доводить и собирать с персонала; конкретных получателей информации; время, сроки получения информации, периодичность; адекватные методы донесения информации до исполнителей; формы предоставления информации от сотрудников руководству.
Так, чтобы руководство "морило информационным голодом" сотрудников, бывает редко. Информационный поток от руководителя к сотрудникам, как правило, является самым проработанным. Тогда как получению информации от сотрудников и обмен информацией между сотрудниками (отделами) часто не уделяется внимание.

Информируя сотрудников о чем-либо важно проконтролировать понимание и/или исполнение. Так директор одной небольшой туристической компании "вдохновился" идеей создания стандартов качественного обслуживания, как меры по снижению жалоб клиентов. Будучи человеком творческим разработал их самостоятельно и раздал сотрудникам компании, как "инструкцию к исполнению". Проверка через месяц с помощью друзей и знакомых под видом клиентов показала, что менеджеры не используют разработанные стандарты. Чтобы стандарты "заработали" руководителю потребуется объяснить сотрудникам, почему и зачем они разработаны, и что их исполнение даст компании и самим сотрудникам. Хорошо было бы дать стандарты сотрудникам на рассмотрение и внесение дополнений, тогда это будет и их "детище". Для "усвоения" стандартов обслуживания необходимо провести по ним обучение. А чтобы их использовали не только в течение первого месяца, постоянно контролировать исполнение и завязать их на систему мотивации.

В таблице №1 представлен примерный перечень тем и способов информирования сотрудников. Выбор оптимального способа предоставления информации зависит от ее содержания и размеров компании (В скобках со знаком + указаны методы информирования, которые дополнительно используют в крупных туристических компаниях. Скобка со знаком *, указывает какой метод используется в больших компаниях вместо впередистоящего метода. ). В небольших компаниях совещание позволяет предоставить информацию из первых рук, практически без искажений и охватить наибольшее количество представленных в таблице тем. К чему это? М.б. Лучше написать, что практически для всех групп универсальным методом информирования является совещание, но в зависимости от задачи, виды совещания могут различаться

Таблица №1

Группы информации
Методы информирования сотрудников
Стратегия и перспективы развития организации, ее миссия, и цели
совещания в начале года и по мере внесения корректив в стратегию, цели; ознакомление каждого сотрудника с документом стратегии, целями под роспись, либо личная копия (+Интранет)
Корпоративные ценности компании, имидж
письменно оформленные корпоративные ценности; ознакомление под роспись со стандартами работы; личная копия каждому сотруднику; лозунги и фирменная символика в офисе: стендах, календарях; личное информирование руководителем (+ использование видеоматериалов; семинары; музеи; внутрифирменные выставки)
Все значимые события в жизни организации
личное информирование руководителем; совещания
(+ корпоративные праздники; внутрифирменные газеты; сайт; внутренняя электронная почта; стенды и другая наглядная информация)
Достижения компании
личное информирование руководителем; устный отчет на оперативном или специально организованном совещании; письменные годовые отчеты; новые рекламные материалы (+семинары, конференции; внутрифирменные газеты, электронная почта)
Кадровые перемещения, новые функции сотрудников
совещания; приказы, распоряжения, размещенные на информационных стендах; должностные инструкции, положения об отделах (+Интранет; информационные стенды; внутрифирменные газеты)
Информация о персонале
совещания; стенды и другая наглядная информация; личное информирование руководителем, менеджером по персоналу (* электронная почта, внутрифирменные газеты)
Внутренняя распорядительная документация
совещания (*Интранет); ознакомление с приказом, распоряжением под роспись; стенды и другая наглядная информация
Нововведения и их предварительное обсуждение
совещание и другие формы обсуждения (*письма персоналу с описанием планируемых изменений, разъяснением целей и методов его проведения; Интранет, семинары)
Маркетинговая информация
совещание и другие формы обсуждения; ознакомление сотрудников с аналитическими документами на совещаниях, семинарах (+ предоставление специалистам компании информации по запросу; видеоматериалы)

Регламентирующие документы

сборники-брошюры регламентирующих документов, правил, стандартов, форм; личное информирование ответственным (+стенды и другая наглядная информация)

Получение информации от сотрудников представлено в таблице №2. Речь идет об информации двух видов: первый - фактические данные, второй - мнение персонала по различным вопросам или обратная связь. Это позволяет руководителю быть всегда в курсе того, что происходит в компании, знать мнения и настроения сотрудников, получать их поддержку и поддерживать интерес персонала к жизни компании.

Таблица №2

Группы информации Методы сбора информации
О текущем состоянии дел письменные отчеты за определенный период или отчеты о выполнении оргзаданий; устный отчет на оперативных совещаниях
Мнения и предложения, Отношения к нововведениям опрос на совещании; опрос-анкетирование, семинар, обсуждение на внурикорпоративном форуме
Экспертное мнение персональные задания; личная беседа с сотрудником; письменное заключение сотрудника

Бывает так, что руководителя беспокоит какой-то вопрос, ответ на который не получишь проанализировав показатели компании, направлений или менеджеров. Так руководителя одной туристической компании беспокоило, что новые сотрудники, пришедшие в компанию полгода назад, или не понимают важности транслируемых правил и принципов работы компании, или существующая система мотивации недостаточно поддерживает интерес к их исполнению. По результатам устного опроса на совещании оказалось, что все довольны существующей системой мотивации, но беспокойство руководителя от этого не уменьшилось. Тогда было проведено небольшое анонимное анкетирование, в анкету были включены вопросы не только на удовлетворенность системой мотивации и что мотивирует/демотивирует сотрудников, но и вопросы на понимание требований компании к сотрудникам, что ценится в сотрудниках и т.д. Результаты анкетирования показали, что система мотивации в принципе устраивает сотрудников и требует небольших дополнений, а главное - все сотрудники хорошо понимают, чего от них ждет руководитель компании и чему надо соответствовать.
Обмен информацией между сотрудниками (отделами) описать в статье сложнее, хотя бы потому, что в каждой компании есть свои особенности, зависящие от ее размеров, от того, кто является целевыми клиентами компании, как их привлекает компания, как организована работа с ними.
Если обмен информацией между сотрудниками (отделами) является насущной задачей для компании, то ее можно решить двумя путями. Первый и более трудоемкий, но и более точный - через описание бизнес-процессов компании. Это вариант больше подходит крупным туристическим компаниям или компаниями, которые кроме взаимодействия и обмена информацией между сотрудниками, хотят оптимизировать деятельность, регламентировать ее, чтобы снизить влияние "человеческого фактора", автоматизировать работу компании и т.д. Второй путь по принципу "сделай сам": провести внутреннее анкетирование сотрудников: кто от кого получает информацию, кому передает, в какие сроки и каким образом, какой информации и от кого не хватает и т.д. Анализ полученных данных позволит восполнить недостающие или неэффективные потоки информации и способы их предоставления. Систематизация и описание полученных результатов анкетирования и анализа практически готовый к пользованию регламент по системе информирования в компании. Благодаря этой системе в должностные инструкции сотрудников можно внести полноценно прописанный пункт про взаимодействие с другими отделами, который, как правило, или отсутствует или описывается общей фразой.
Дополнительным инструментом, облегчающим обмен информацией между отделами, экономящий время всех в компании и систематизирующий ее информационное поле является файлинг-система (или номенклатура дел) - общая система учета и хранения информации в электронном виде и на бумажных носителях. Для каждого отдела файлинг-система будет иметь свои особенности, но основную структуру, содержательные блоки следует разработать на уровне организации в целом.



 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru