|
КТО ПРЕДУПРЕЖДЕН, ТОТ ВООРУЖЕН
Тарелкина Татьяна, Свиркова Елена,
"Турбизнес", № 5, 2003.
Информация, полученная руководством (сотрудником)
в нужное время, в соответствующей форме и с достаточным объемом
содержания играет решающую роль в жизни компании. Зачастую, не налаженное
внутреннее информирование становится причиной таких проблем, как
принятие руководителем, специалистами компании необоснованных решений
из-за потери, искажения информации; неэффективное расходование времени
руководителя, ошибки в работе персонала, срыв мероприятий.
Система информирования организации представляет собой: совокупность
передаваемой информации, каналы ее распространения, мероприятия
и указания руководителя по информированию, а также правила работы
с информацией.
Систему информирования компании можно назвать эффективной, если
она справляется с решением следующих задач:
1. Обеспечение необходимой информацией для принятия обоснованных
решений.
2. Формирование положительного имиджа компании в глазах сотрудников.
3. Моральная мотивация сотрудников.
4. Соблюдение стандартов качественного обслуживания.
5. Предупреждение сопротивлений при проведении изменений.
Большинство компаний в турбизнесе имеют небольшие размеры. Чем меньше
компания, тем больше в ней влияние неформальных отношений, и соответственно
влияние неформальных потоков информации. Неформальная система отношений
- это душа компании. Как известно "душа обязана трудиться".
Для того, чтобы эта работа происходила целенаправленно, в мирных
целях и на благо компании ею необходимо управлять, направлять -
это задача формальной системы информирования. Если руководство компании
не достаточно уделяет внимание информированию сотрудников, они самостоятельно
восполняют недостающую информацию в курилках, за чаем в виде домыслов,
интерпретаций чего-то краем уха услышанного и т.д. Причем это домысливание
носит, как правило, негативный характер. Естественно это влияет
на атмосферу в компании, которая транслируется и в работе с клиентами.
Например: Небольшая компания (в сфере услуг) переживает переход
на новый этап развития (когда компании требуются профессионалы,
систематизируется и регламентируется работа компании, четко распределены
обязанности и ответственность сотрудников и т.д.). В череде приемов
и увольнений персонала, которые характерны для переходного периода,
руководство компании без объяснений увольняет одного из сильнейших
и "старейших" менеджеров по продажам, к тому же балагура
и "душу" компании. Один из менеджеров принимает заказ
у клиента, а тот спрашивает: "менеджера N увольняют, у вас
в компании, что совсем плохо стало?". Для руководства компании
увольняемый - негативный лидер, мешающий преобразованиям компании,
постоянно вносящий смуту в напряженную работу, приносящий в последнее
время меньше, чем может, и совсем не обучающий новых сотрудников.
Для менеджеров и клиентов - он герой и "отец родной".
В этой ситуации можно было "убить двух зайцев": объясняя
причину увольнения сотрудника, еще раз напомнить остальным, что
в компании поощряется, а что нет, на что им ориентироваться; проговорить
"официальную версию" увольнения, которая транслируется
клиентам увольняемого при их передаче другим менеджерам и другим
клиентам, и, обязательно, объяснить почему важно говорить именно
так.
Для построения эффективной системы информирования необходимо: правильное
определение содержания и объемов информации, которую надо доводить
и собирать с персонала; конкретных получателей информации; время,
сроки получения информации, периодичность; адекватные методы донесения
информации до исполнителей; формы предоставления информации от сотрудников
руководству.
Так, чтобы руководство "морило информационным голодом"
сотрудников, бывает редко. Информационный поток от руководителя
к сотрудникам, как правило, является самым проработанным. Тогда
как получению информации от сотрудников и обмен информацией
между сотрудниками (отделами) часто не уделяется внимание.
Информируя сотрудников о чем-либо важно проконтролировать
понимание и/или исполнение. Так директор одной небольшой туристической
компании "вдохновился" идеей создания стандартов качественного
обслуживания, как меры по снижению жалоб клиентов. Будучи человеком
творческим разработал их самостоятельно и раздал сотрудникам компании,
как "инструкцию к исполнению". Проверка через месяц с
помощью друзей и знакомых под видом клиентов показала, что менеджеры
не используют разработанные стандарты. Чтобы стандарты "заработали"
руководителю потребуется объяснить сотрудникам, почему и зачем они
разработаны, и что их исполнение даст компании и самим сотрудникам.
Хорошо было бы дать стандарты сотрудникам на рассмотрение и внесение
дополнений, тогда это будет и их "детище". Для "усвоения"
стандартов обслуживания необходимо провести по ним обучение. А чтобы
их использовали не только в течение первого месяца, постоянно контролировать
исполнение и завязать их на систему мотивации.
В таблице №1 представлен примерный перечень тем и способов информирования
сотрудников. Выбор оптимального способа предоставления информации
зависит от ее содержания и размеров компании (В скобках со знаком
+ указаны методы информирования, которые дополнительно используют
в крупных туристических компаниях. Скобка со знаком *, указывает
какой метод используется в больших компаниях вместо впередистоящего
метода. ). В небольших компаниях совещание позволяет предоставить
информацию из первых рук, практически без искажений и охватить наибольшее
количество представленных в таблице тем. К чему это? М.б. Лучше
написать, что практически для всех групп универсальным методом информирования
является совещание, но в зависимости от задачи, виды совещания могут
различаться
Таблица №1
Группы информации
|
Методы информирования
сотрудников
|
Стратегия и перспективы развития
организации, ее миссия, и цели
|
совещания в начале года и
по мере внесения корректив в стратегию, цели; ознакомление
каждого сотрудника с документом стратегии, целями под роспись,
либо личная копия (+Интранет)
|
Корпоративные ценности компании,
имидж
|
письменно оформленные корпоративные
ценности; ознакомление под роспись со стандартами работы;
личная копия каждому сотруднику; лозунги и фирменная символика
в офисе: стендах, календарях; личное информирование руководителем
(+ использование видеоматериалов; семинары; музеи; внутрифирменные
выставки)
|
Все значимые события в жизни
организации
|
личное информирование руководителем;
совещания
(+ корпоративные праздники; внутрифирменные газеты; сайт;
внутренняя электронная почта; стенды и другая наглядная информация)
|
Достижения компании
|
личное информирование руководителем;
устный отчет на оперативном или специально организованном
совещании; письменные годовые отчеты; новые рекламные материалы
(+семинары, конференции; внутрифирменные газеты, электронная
почта)
|
Кадровые перемещения, новые
функции сотрудников
|
совещания; приказы, распоряжения,
размещенные на информационных стендах; должностные инструкции,
положения об отделах (+Интранет; информационные стенды; внутрифирменные
газеты)
|
Информация о персонале
|
совещания; стенды и другая
наглядная информация; личное информирование руководителем,
менеджером по персоналу (* электронная почта, внутрифирменные
газеты)
|
Внутренняя распорядительная
документация
|
совещания (*Интранет); ознакомление
с приказом, распоряжением под роспись; стенды и другая наглядная
информация
|
Нововведения и их предварительное
обсуждение
|
совещание и другие формы
обсуждения (*письма персоналу с описанием планируемых изменений,
разъяснением целей и методов его проведения; Интранет, семинары)
|
Маркетинговая информация
|
совещание и другие формы
обсуждения; ознакомление сотрудников с аналитическими документами
на совещаниях, семинарах (+ предоставление специалистам компании
информации по запросу; видеоматериалы)
|
Регламентирующие документы
|
сборники-брошюры регламентирующих
документов, правил, стандартов, форм; личное информирование
ответственным (+стенды и другая наглядная информация)
|
Получение информации от сотрудников представлено
в таблице №2. Речь идет об информации двух видов: первый - фактические
данные, второй - мнение персонала по различным вопросам или обратная
связь. Это позволяет руководителю быть всегда в курсе того, что
происходит в компании, знать мнения и настроения сотрудников, получать
их поддержку и поддерживать интерес персонала к жизни компании.
Таблица №2
Группы информации |
Методы сбора информации |
О текущем состоянии дел |
письменные отчеты за определенный
период или отчеты о выполнении оргзаданий; устный отчет на оперативных
совещаниях |
Мнения и предложения, Отношения
к нововведениям |
опрос на совещании; опрос-анкетирование,
семинар, обсуждение на внурикорпоративном форуме |
Экспертное мнение |
персональные задания; личная
беседа с сотрудником; письменное заключение сотрудника |
Бывает так, что руководителя беспокоит какой-то
вопрос, ответ на который не получишь проанализировав показатели
компании, направлений или менеджеров. Так руководителя одной туристической
компании беспокоило, что новые сотрудники, пришедшие в компанию
полгода назад, или не понимают важности транслируемых правил и принципов
работы компании, или существующая система мотивации недостаточно
поддерживает интерес к их исполнению. По результатам устного опроса
на совещании оказалось, что все довольны существующей системой мотивации,
но беспокойство руководителя от этого не уменьшилось. Тогда было
проведено небольшое анонимное анкетирование, в анкету были включены
вопросы не только на удовлетворенность системой мотивации и что
мотивирует/демотивирует сотрудников, но и вопросы на понимание требований
компании к сотрудникам, что ценится в сотрудниках и т.д. Результаты
анкетирования показали, что система мотивации в принципе устраивает
сотрудников и требует небольших дополнений, а главное - все сотрудники
хорошо понимают, чего от них ждет руководитель компании и чему надо
соответствовать.
Обмен информацией между сотрудниками (отделами) описать в
статье сложнее, хотя бы потому, что в каждой компании есть свои
особенности, зависящие от ее размеров, от того, кто является целевыми
клиентами компании, как их привлекает компания, как организована
работа с ними.
Если обмен информацией между сотрудниками (отделами) является насущной
задачей для компании, то ее можно решить двумя путями. Первый и
более трудоемкий, но и более точный - через описание бизнес-процессов
компании. Это вариант больше подходит крупным туристическим компаниям
или компаниями, которые кроме взаимодействия и обмена информацией
между сотрудниками, хотят оптимизировать деятельность, регламентировать
ее, чтобы снизить влияние "человеческого фактора", автоматизировать
работу компании и т.д. Второй путь по принципу "сделай сам":
провести внутреннее анкетирование сотрудников: кто от кого получает
информацию, кому передает, в какие сроки и каким образом, какой
информации и от кого не хватает и т.д. Анализ полученных данных
позволит восполнить недостающие или неэффективные потоки информации
и способы их предоставления. Систематизация и описание полученных
результатов анкетирования и анализа практически готовый к пользованию
регламент по системе информирования в компании. Благодаря этой системе
в должностные инструкции сотрудников можно внести полноценно прописанный
пункт про взаимодействие с другими отделами, который, как правило,
или отсутствует или описывается общей фразой.
Дополнительным инструментом, облегчающим обмен информацией между
отделами, экономящий время всех в компании и систематизирующий ее
информационное поле является файлинг-система (или номенклатура дел)
- общая система учета и хранения информации в электронном виде и
на бумажных носителях. Для каждого отдела файлинг-система будет
иметь свои особенности, но основную структуру, содержательные блоки
следует разработать на уровне организации в целом.
|
|