|
ВНЕШНИЙ ВИД
Скриптунова Е. А.
«Секретарь – референт» № 6 июнь 2004
Корпоративная культура - это комплексное понятие и на ее формирование влияет довольно много факторов. Даже внешний вид сотрудников оказывает прямое воздействие на атмосферу, настрой сотрудников, а также на восприятие компании в глазах клиентов и других посетителей.
Все компании можно условно разделить на две большие группы: те, кто уделяет внимание внешнему виду своих сотрудников и те, кто этого не делают. Как правило, в компаниях первого типа более серьезная атмосфера, стиль отношений более деловой, существуют довольно четкие регламенты поведения и действий. И в целом, компания производит впечатление более солидной, основательной и заботящейся о перспективе. В тех же компаниях, где вопросы одежды сотрудников волнуют только самих сотрудников и каждый предоставлен сам себе, как правило, царит более свободная атмосфера, сотрудники больше внимания уделяют обсуждению нерабочих вопросов (тем более для этого есть неплохой повод – мода и кто во что одет). Решение о том, какой подход более оптимален, каждая компания принимает исходя из того, какой имидж она хочет сформировать.
Но в любом случае наш опыт показывает, что необходимо уделять внимание внешнему виду своих сотрудников. Даже, если вы не хотите, чтобы у вас был принят строгий деловой стиль, все равно должны быть определенные требования. Эти требования необходимо продумать и обосновать сотрудникам, чем они вызваны. Важно, чтобы персонал понимал, зачем от него требуют того или иного поведения. Чаще всего таким обоснованием будет стремление компании сформировать определенный имидж. Например, если компания хочет иметь образ надежной, и сотрудники должны выглядеть надежно (соответственно одеваться более солидно). Вряд ли будет надежно выглядеть сотрудник, одетый в джинсы с рваными краями и гавайскую рубашку и бейсболку. А если компания хочет служить образцом прогресса и новаторства, то и персонал должен выглядеть более модно и стильно. Это можно подчеркнуть цветовой гаммой или необычным силуэтом костюма.
Но в любом случае, деловой костюм является обязательным атрибутом деловой жизни. В офисе, в деловых костюмах должны ходить все, и мужчины, и женщины независимо от должности. Чаще всего бывает ситуация, когда руководитель четко придерживается делового стиля, а сотрудники, особенно молодые, ходят на работу в довольно вольном виде. Например, в одной компании секретарь ходила на работу в обтягивающих брюках на бедрах и короткой облегающей блузке, в итоге около 5 см тела на животе было голым. Многие могут подумать, но это же всего лишь секретарь. Однако, даже секретарь (вернее, особенно секретарь) должен выглядеть безупречно. Ведь секретарь - это лицо компании, она (или он, что бывает реже) первой встречает клиента или другого посетителя, сопровождает его, угощает чаем и т.д. По внешнему виду секретаря обычно можно безошибочно сделать вывод о порядках, принятых в т организации, да и в целом о ее солидности. Поэтому костюм для секретаря также обязателен, как и для руководителя. Есть и еще один немаловажный довод в пользу соблюдением всеми сотрудниками делового стиля. Карьеру можно сделать только тогда, когда выглядишь так, как будто уже занимаешь желаемую должность. Только в этом случае вас будут воспринимать всерьез, и вы никогда не услышите про себя "ну, та светленькая девочка из отдела сбыта, она еще ходит розовой кофточке". Т.е. запомнили не деловые качества и даже не должность, а розовую кофточку.
Итак, деловой костюм обязателен при работе в офисе. Конечно, в зависимости от сферы деятельности могут быть небольшие различия, например для банка костюм должен быть классическим и очень строгим. А для турагентства - это может быть более свободный и оригинальный костюм.
Костюм - это пиджак (жакет) и юбка или брюки. Ни юбка, ни брюки не должны быть облегающими. Основное правило делового этикета - костюм не должен привлекать внимание к фигуре и подчеркивать ее прелести. По большому счету задача костюма - усреднить пол человека, чтобы все внимание было сосредоточено на работе, а не на созерцании хороших форм. Именно поэтому для деловой одежды не подходят трикотажные вещи, а также различные свитера, водолазки и т.д. Каждый человек постоянно делает презентацию самого себя: своим внешним видом, речью, манерами. По одежде, которую человек выбирает для работы можно судить о его отношении к самой работе. Если молодая сотрудница одевается так, что на ней останавливается взгляд (цвет, фасон, материал одежды броский, привлекающий внимание), это значит, что для нее пока важнее привлечь внимание к себе (особенно лиц противоположного пола), а вовсе не работа. Для молодых – это естественно, показать себя с лучшей стороны, заинтересовать окружающих, найти друзей, любовь. Но если это естественное желание реализуется на работе, а не в свободное время, значит оно настолько важно для человека, что и на работу он ходит именно за этим. Многие могут не согласиться с таким выводом: «Как же так, какая разница как я одета, главное - как я работаю». Действительно, результаты работы не всегда коррелируют с внешним видом сотрудника, но почти всегда отношение к работе проявляется в соблюдении требований, в том числе и к внешнему виду.
Недавно мне рассказали одну показательную историю. В течение пяти лет в отделе работала девушка, у которой сформировался устойчивый имиджа девочки, куклы. Ей поручали самую примитивную работу, использовали «на побегушках». Отличалась она и тем, что за ней постоянно кто-то ухаживал как из коллег, так и из руководства. Одевалась сотрудница в мини-юбки, носила прическу с игривыми кудряшками. Никто не подозревал, что такое отношение ее не устраивает, создавалось впечатление, что ей все нравится. Но однажды в отделе сложилась такая ситуация, что все сотрудники были сильно загружены, а необходимо было срочно поехать в командировку, организовать и провести там ответственное мероприятие. Кроме нашей героини послать в командировку было не кого. Руководитель долго мучался, но выхода не было и он решился – поручил ей это дело. Предварительно, вызвал ее к себе и долго объяснял, насколько это важно, какова ответственность, как нужно выглядеть и как себя вести. Все, кто видел эту сотрудницу на следующий день, когда она уезжала в командировку, были потрясены до глубины души. Лицо то же, а человек другой. Она надела строгий деловой костюм, заколола волосы и буквально преобразилась на глазах. Люди увидели в ней серьезного работника, а не «девочку» (хотя «девочке» к тому моменту было уже 27 лет). И снисходительное отношение, и сексуальные домогательства – все это провоцируется внешним видом человека. Ведь наш внешний вид – это послание окружающим, сообщение миру того, какой человек перед нами. Любая женщина скажет, что стоит надеть туфли на каблуках, и чувствуешь себя другим человеком, и ведешь себя как другой человек. То же и с деловой одеждой, стоит надеть костюм – и перед нами совсем другой человек, и походка меняется и манеры, и взгляд.
Внешний вид человека складывается из его одежды, обуви, прически, украшений, аксессуаров, маникюра, макияжа, а также сочетаемости между собой всех этих элементов. В таблице мы описали хорошие и плохие примеры внешнего вида секретаря.
По роду деятельности (управленческий консалтинг) мне часто приходится бывать в различных организациях (у клиентов, потенциальных клиентов, партнеров) и общаться с их руководителями. И, естественно, секретарями тоже. Внешний вид, описанный в столбце «идеальный секретарь» действительно близок к идеалу, и я могу вспомнить лишь несколько сотрудников, соответствующих ему. Но! Все эти сотрудники сделали в своих компаниях хорошую карьеру, и сегодня они уже не секретари, а менеджеры и руководители отделов. Столбец «Обычной секретарь» - это действительно «зарисовки с натуры», результаты многолетних наблюдений за тем, как выглядят секретари. И, что показательно, наиболее «тяжелые случаи» (например, сотрудницы, позволяющие себе прийти на работу в ажурных чулках, в пляжном наряде, в джинсах и кроссовках и т.п.) либо уже не работают в компании, либо серьезно пересмотрели свой стиль рабочей одежды.
Внешний вид секретаря: примеры.
Параметр |
Идеальный секретарь (основные принципы) |
Обычный секретарь (зарисовки с натуры) |
Костюм |
Пиджак (жакет) и юбка (брюки)
Блузка классического покроя и юбка (брюки)
Длина юбки – до колена (плюс-минус 5 см), длина брюк – до основания каблука
Покрой юбки и брюк классический. Юбка прямая со шлицей или разрезом сзади, разрезом со складкой спереди, или слегка расклешенная, например – годе. Брюки прямые классические, со стрелкой.
Пиджак свободного (не облегающего) покроя, на спине не образуются поперечные складки
Блузка однотонная, спокойных тонов и свободного покроя со строгим воротником, на пуговицах
Костюм спокойных тонов, зимой: синий, серый, черный, коричневый, летом: бежевый, салатный, светло-серый. Возможна тонкая полоска или практически незаметная клетка.
Ткань шерстяная, полушерстяная, полиэстер, смеси с хлопком и льном.
Чулки (колготки) телесных оттенков всегда (и зимой и летом) |
Джинсы и майка
Облегающие брюки и водолазка
Короткая юбка в складку и в крупную клетку и трикотажный красный джемпер
Длинная юбка с разрезом и блузка с воланами (расцветка – крупные зелено-желтые цветы)
Белые брюки на бедрах и облегающий топ
Толстый вязаный свитер и широкий брюки без стрелок
Прозрачная черная блузка и бархатные брюки
Сиреневый трикотажный костюм (облегающая кофточка и юбка)
Кожаная короткая юбка и джинсовая рубашка
Короткое платье-футляр малинового цвета
Шорты и тенниска, белые носки и кроссовки
Сарафан
Мини-юбка и черные ажурные чулки |
Обувь |
Туфли на устойчивом каблуке 3-8 см
Носок и пятка туфель – закрыты (летом, возможно с закрытым носком и ремешком на пятке)
Зимой: темные и однотонные (черные, темно-синие, темно-коричневые), летом: возможно и светлые (светло-коричневые, бежевые, серые)
Материал: натуральная или искусственная кожа
Переобуваться зимой обязательно |
Туфли на шпильке
Каблук более 8 см
Туфли на плоской подошве спортивного стиля
Кроссовки
Сабо
Открытые босоножки
Тканевые босоножки
Ботинки на толстой подошве
Яркие полусапожки с очень длинным носком и заклепками
Высокие сапоги |
Прическа |
Аккуратная стрижка (максимальная длина – до плеч)
Длинные волосы убраны сзади (заколоты заколкой, шпильками)
Причесанные чистые волосы
Цвет волос натуральный, если сделано мелирование, то оно не бросается в глаза, выглядит естественно |
Длинные волосы распушены
Волосы не причесаны
Голова грязная
Прическа слишком модная (например, с длинной тонкой косичкой сбоку или волосы покрашены в несколько разных цветов) |
Макияж |
Макияж легкий, едва заметный (естественные цвета помады и теней, пудра, ресницы накрашены аккуратно, не склеены)
Запах духов чувствуется только на расстоянии менее 50 см |
Полное отсутствие макияжа
Яркие тона макияжа (красная помада, тени с блестками, розовые румяна)
Сильная подводка глаз
Запах духов распространяется на всю комнату |
Маникюр |
Ногти ровные, близкой длины
Если используется лак, то спокойных неброских тонов (розовый, бежевый, бесцветный, светло-коричневый)
Руки гладкие |
Яркие (красные, фиолетовые, черные) оттенки лака
Очень длинные ногти
Ногти поломаны, разной длины
На руках заусенцы
Лак частично облупился
Руки обветрены |
Украшения |
Небольшие украшения из какого-либо одного благородного металла (золото, серебро, платина)
Не более 3-х колец, из них не более 2-х на одной руке
Тонкая цепочка и небольшая подвеска
Небольшие серьги
Тонкий браслет-цепочка |
Золотые серьги, серебряные кольца, несколько золотых и серебряных цепочек вместе
Серьги - цыганские кольца
Большая яркая бижутерия
Бусы из крупных камней
Браслеты – «фенечки» из бисера
Крупные перстни, несколько штук на каждой руке
Несколько сережек в одном ухе
Мобильный телефон в футляре, оформленный как кулон на шее
Цепочка вокруг голой щиколотки |
Аксессуары |
Либо небольшие скромные часы (ремешок: кожаный или металлический, аккуратный браслет), либо совсем без часов
Небольшой шейный платок, подходящий к костюму по цвету
Если блузка заправлена в юбку – то аккуратный ремешок на юбке |
Большие водолазные часы
Ремешок из перламутровых раковин
Корпус и ремешок из пластмассы красного цвета
Длинный шарф, несколько раз закрученный вокруг шеи |
Сумка (в деловых поездах) |
Небольшая дамская сумка (однотонная, под цвет обуви, костюма) и папка с документами
Деловой портфель с документами
|
Яркая пляжная сумка
Документы сложены в целлофановый пакет
Театральная блестящая сумочка на цепочке |
Сочетаемость |
Костюм, туфли и сумка сочетаются между собой (одного цвета или близких хорошо сочетающихся цветов)
Блузка в тон костюма, но светлее его
Туфли должны быть темнее или того же цвета, что юбка или брюки |
Синяя юбка и зеленая блузка
Светло-коричневый костюм и синяя блузка
Синее платье, черная сумка, бежевые туфли |
Идеальный секретарь не только гордость руководителя, да и всей компании, но и перспективный сотрудник. Ведь безупречный внешний вид говорит о том, что интересы дела для человека выше его личных предпочтений и как бы ему не хотелось одеться модно, привлекательно, нарядно, он понимает, что должен себя ограничивать. Вот это понимание, и умение следовать требованиям делает работника ценным и перспективным. Такому сотруднику не страшно поручить серьезное дело, ведь он понимает, что значит - ответственность, и не подведет.
|
|