О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ПРИ ПОДБОРЕ
Пустынникова Ю. М.
Вестник отдела кадров № 12 (18) декабрь 2004

Приступая к работе над статьей, решила поискать дополнительную информацию: что нынче на рынке с возрастным цензом, чего хочет работодатель, что предлагают кандидаты, какова общая ситуация? И вот на одном из форумов нашла следующий «пост»:

«Решил тут на днях посмотреть, что на сайтах по подбору и поиску персонала могут предложить именно мне. То есть что из вакансий фотографа и бильдредактора есть в наличии. И попались мне два типичных объявления.

Фотограф . В издательский дом (полноцветные деловые журналы) приглашаются к сотрудничеству опытные фотографы (20-40 лет, образование высшее, опыт работы от 1 года московская прописка), со своим оборудованием («цифра»), оплата по факту размещения. Наличие портфолио.

Бильд-редактор (фоторедактор) 22-45 лет, московская прописка, высшее образование, опыт обработки фотографий для подготовки к верстке полноцветных журналов, Adobe Photoshop, предпечатная подготовка, работоспособность, ответственность.

И вот хочу спросить вас, дорогие мои сотрудники кадровых служб, кто определяет возрастной диапазон кандидатов??? Какой, скажите на милость может бильдредактор быть 20 лет от роду, иметь высшее образование и опыт работы? Не говоря уже про то, что на него возложены абсолютно несвойственные ему функции! :((

И что больше всего мне непонятно, так это ПОЧЕМУ введено ограничение в 45 лет? Или люди не понимают, что это время расцвета профессионала...

К счастью меня пока что это не распространяется, но я за свою жизнь не встречал ни одного стоящего бильда в возрасте до 35... да и фотографов в 22 как то не встречал нормальных....

Честно говоря немного обеспокоен... что, ещё 10лет и дальше никому не нужен?»

Ситуация типичная, как в области требований работодателя, так и в плане реакции соискателя. Тема же – острая и неоднозначная. Действительно, когда слышишь словосочетание «возрастной ценз», первая ассоциация, которая приходит в голову – это «дискриминация». С другой стороны, за требованиями работодателя к возрасту кандидатов часто скрывается ряд вполне резонных требований к его компетенциям: опыту и профессионализму, энергичности, способности к восприятию нового, зарплатным требованиям, наконец. Насколько же оправдано введение возрастного ценза и как не допустить ошибок, устанавливая возрастные рамки при подборе кандидатов? Попробуем разобраться.

Возрастной ценз «косит» «старых и малых» – именно они чаще всего подвергаются работодателями дискриминации по возрастному признаку, поэтому рассматривать вопрос о возрастном цензе мы будем обращаться к вопросу об адекватности установления границ ценза и необходимости введения возрастных ограничений в целом.

Нижняя граница.

Идея введения нижней возрастной границы вполне очевидна. Большинство компаний хотят видеть у себя на работе готовых профессионалов, способных самостоятельно выполнять работы на всем участке «от и до». В этом случае выставление нижней возрастной границы понятно и оправдано. Тем не менее, если за возрастным цензом стоит только требование опыта, лучше в требованиях указывать именно опыт работы по должности: в последнее время появляется все больше людей, начинающих работать прямо после школы и не исключено, что поставив возрастную планку, вы отсечете 22-х летнего вундеркинда с пятилетним стажем работы.

Часто выставление нижнего возрастного ценза вредит и самой компании: выставляя жесткие возрастные рамки, они сталкиваются с тем, что требующихся специалистов не хватает или с тем, что «готовые» профессионалы требуют компенсацию, которую компания «не потянет». Снижая же возрастную планку, компания может получить высоко мотивированных, активно развивающихся и недорогих сотрудников. А для некоторых профессий, требующих мобильности, энергичности, незашоренности, молодой сотрудник может стать просто находкой. Так, молодые сотрудники хороши в качестве асситентов, торговых представителей, интервьюеров в социологических и маркетинговых исследованиях и т.п.

Если же компания боится стать "кузницей кадров» для конкурентов, можно разработать систему стимулирования, которая поддерживала заинтересованность молодых сотрудников в компании после того, как они приобретут первый опыт: это может быть и надбавка к зарплате за выслугу лет (пример в Таблице 1), и горизонтальный карьерный рост (то есть введение разрядов в одной должности, повышение разряда происходит с повышением компетентности сотрудника, с увеличением ответственности, которую он на себя берет, больший разряд – больший оклад), и создание кадрового резерва, и просто формирование привлекательной для молодежи корпоративной культуры.

Компания, берущая на себя труд воспитывать молодые кадры, играет огромную социальную роль: не многие работодатели задумываются о том, откуда берутся профессионалы с большим опытом. Даже если часть «выращенных» сотрудников уходят от Вас – это не беда. Если они уходят, сохранив приятные впечатления о компании, они будут вашей «ходячей рекламой». Более того, опыт крупнейшей консалтинговой компании McKinsey, реализующей принцип “up-or-out” («развивайся или уходи»), показывает, что бывшие сотрудники McKinsey, становясь руководителями в компаниях реального бизнеса, часто обращаются к своей «альма матер» за услугами, становясь из сотрудников клиентами. Почему же вы считаете, что этот же путь закрыт для вашей компании?

Но у нижнего возрастного ценза есть и другой аспект – личностный: для многих должностей, таких, например, как руководитель или консультант, требуется еще и жизненный опыт, личностная зрелость, которых у студентов и молодых специалистов пока просто нет. Зато у них часто есть масса необоснованных амбиций, желание с шашкой наголо ринуться в гущу событий и.... наломать дров. Это, наверное, единственный случай, когда введение нижнего возрастного ценза оправдано: личностную зрелость измерить трудно, и введение возрастного ограничения при подборе на руководящие должности подчас единственный для работодателя способ оградить себя от шустрых «киндер-сюрпризов».

Нельзя не учитывать и социальные стереотипы. Если вундеркинд будет работать в одиночку, то есть ему не нужно общаться «вживую» (не по телефону) с клиентами или много взаимодействовать с коллегами, то адаптация молодого сотрудника будет проходить значительно легче, и он сможет принести пользу фирме, получая удовольствие от работы. Если же 18-летний сотрудник придет к матерому руководителю крупной компании продавать банковские услуги, то скорее всего потерпит фиаско – клиент его просто не воспримет как адекватного бизнес-собеседника и не станет с ним разговаривать. Такая работа превратится для молодого сотрудника в сплошной стресс. Точно также могут «заклевать» и коллеги, недовольные успехами «молодого выскочки».

Верхняя граница.

Верхняя граница возрастного ценза не менее неоднозначна. Особенно много вопросов возникает, когда «верх начинается с середины», как в примере, приведенном в начале статьи. Десять-пятнадцать лет назад установление верхней границы возрастного ценза при подборе в районе 45-50 лет чаще всего означала, что работодатель ищет рыночно-ориентированных сотрудников, способных воспринять иной подход к построению взаимоотношений между руководителем-собственником и наемным сотрудником, способных работать с полной отдачей не «с 9 до 6» и желающих не «получать» а «зарабатывать» деньги.

В наши дни ориентация на рыночные отношения уже практически не коррелирует с возрастом сотрудников – есть люди старшего поколения, которые смогли адаптироваться к новой жизни, есть и молодежь, потребительски относящаяся к компании-работодателю, работающая «по-советски». Поэтому сегодня заниженная верхняя граница говорит скорее всего о том, что руководитель, в штат которого подбирается сотрудник, сам весьма молод и боится столкнуться с более взрослым, более опытным, авторитетным, профессиональным сотрудником. Очень часто такие руководители подводят целую «научную базу» под свои опасения: де старую собаку новым трюкам не научишь, человек после тридцати закосневает, он не способен воспринять мои передовые методы.

Разумеется, доля правды в том, что с возрастом способность человека воспринимать новое снижается, есть, однако вряд ли «рубежом косности» можно назвать тридцати- и даже сорокалетие. Более того, вопрос профессионального расцвета и уж тем более профессиональной пригодности не определяется только способностью человека усваивать принципиально новые знания. Все далеко не так однозначно. Изучением развития взрослого человека, в частности, выявлением пиков профессионализма занимается акмеология – направление в психологии. Так вот акмеологи экспериментально доказали, что для разных видов деятельности пики профессионального развития приходятся на разные возраста. Так, для фигурного катания, спортивной гимнастики пик приходится на 18-20 лет, для балета и художественной гимнастики – на 20-25 лет, продавцы достигают расцвета профессионализма к 23-28 годам, руководители – к 35-45, философы – к 60-70. Как видим, для многих видов деятельности солидный возраст – это плюс, а не минус.

Профессиональная пригодность сотрудников старшего поколения зависит в большей степени от их мотивации на продолжение работать. Если есть силы и желание, то во многих случаях пожилой сотрудник даже предпочтителен: у него накоплен большой профессиональный опыт, с возрастом появляется большая терпимость. Такие сотрудники менее склонны менять место работы и не выдвигают завышенных требований по заработной плате. Следует учитывать и демографический аспект: снижение рождаемости, общее старение нации, увеличение продолжительности жизни уже сейчас приводит к увеличению дефициту молодой рабочей силы с одной стороны и увеличению трудоспособного возраста с другой. В дальнейшем же эта тенденция будет проявляться только ярче, и для работодателей будет только выгодно отказаться от стереотипов возраста. В некоторых узкопрофессиональных областях уже сейчас средний возраст работников составляет 50-60 лет. Так, например, российская космическая отрасль держится сегодня именно на людях старшего поколения: это они отправляют ракеты на орбиту, управляют полетами, готовят программы исследований, проводящихся космонавтами на орбите. По большому счету, для пожилых сотрудников есть только два объективных ограничения: работа, требующая высокой физической подготовки, и работа, требующая владения новейшими информационными технологиями.

Как мы видим, в привлечении на работу как молодежи, так и «пенсионеров» есть свои объективные плюсы и минусы, поэтому грубое выставление возрастных рамок скорее ограничивает возможности работодателя. В любом случае, формулируя описание вакансии, разумнее формулировать свои требования не в терминах возраста, а в терминах профессиональной компетентности.

 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru