О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

АХ, НЕРВЫ, НЕРВЫ…
Скриптунова Е.А, Тарелкина Т.В
"Ателье", № 3, 2001.


Понятие стресс сейчас довольно распространено и известно каждому. Мы хотим поговорить о стрессе для руководителя. Растущие кипы бумаг; отложенные до лучших времен дела, про которые периодически вспоминаешь и мучаешься, что до сих пор ничего не сделано; мысли о том, что времени никогда не хватает. Еще бывает - а правильное ли решение я принял, а вдруг это приведет к необратимым последствиям? Все это ведет к ощущению постоянного напряжения, невозможности расслабиться, отсутствию ощущения удобства и комфорта. Это так называемый "повседневный стресс" - множество небольших проблем и неприятностей каждого дня, которые в конечном итоге вреднее для здоровья, чем редкие сильные встряски, когда происходит полная мобилизация организма, и все силы направляются на поиск выхода из ситуации.
По большому счету существует два пути преодоления последствий повседневного стресса:
1) Свести к минимуму объективные предпосылки стресса.
2) Использовать специальные методы саморегуляции.

Что можно сделать в первом случае, как предотвратить возникновение стресса? Рассмотрим основные (наиболее простые в реализации) моменты.
1) Необходимо планировать дела, чтобы иметь обзор ситуации. Хуже всего угнетает неопределенность. Когда мы планируем, мы представляем себе весь объем работы, чувствуем, что все под контролем. Особенно важно отмечать выполненные дела, а также вносить в список дела, которые были выполнены вне плана, чтобы не было ощущения, что весь день ушел неизвестно на что и ничего опять не сделано. Количество внеплановых дел доходит у руководителя до 30% - это средний показатель среднего руководителя. У успешных руководителей этот показатель ниже - 10 - 20%, у неэффективных - 50% и более.
2) Прежде чем принять решение необходимо просчитать результаты. Постараться свести к минимуму спонтанные, необдуманные решения важных вопросов. При необходимости - привлекать к обсуждению коллег и подчиненных.
3) Не работать круглосуточно. Многие руководители, проведя на работе 12 - 14 часов, приходят домой с полным портфелем бумаг в надежде доделать то, что не успели на работе. Конечно, в большинстве случаев, они даже не открывают портфель. Но при этом сильно мучаются, и не работают, но и отдыхать полноценно не могут. Их мысли еще в делах. И все свое свободное время они продолжают прокручивать в голове свои трудовые задачи и нерешенные проблемы. Известно, что лучший отдых - это смена деятельности. Поэтому простой совет - никогда не брать с собой бумаг с работы (конечно, если у вас не гибкий рабочий график, когда вы периодически работаете дома). И, придя домой, до утра вообще забывать о работе. Не допускать мыслей типа "Вот я ничего не делаю, а у меня столько всего ...", получать удовольствие от отдыха, думать "сейчас я отдыхаю, получаю от этого удовольствие, это правильно, а завтра я с новыми силами буду работать более эффективно".
Есть один "хитрый" прием, который помогает использовать наше подсознание. Перед сном нужно вспомнить ту нерешенную проблему (только одну), которая на данный момент волнует больше всего. И подумать о ней минут 5-10, рассматривая ее с разных сторон. После этого сразу засыпать. Иногда мозг сам выдает оптимальное решение во сне или утром, происходит озарение. Но не стоит злоупотреблять этим средством. Если делать так каждый день, да еще рассматривать разные проблемы - ничего не получится, только появится неудовлетворенность и разочарование.
4) Делегирование полномочий и задач. Это очень важный навык компетентного руководителя. Те, кто научился правильно делегировать не только повышают эффективность работы всей своей организации, но и сильно разгружают себя для того, чтобы иметь возможность заняться более стратегическими вопросами. Однако эта тема требует отдельного рассмотрения.
5) Важно иметь хотя бы один выходной день в неделю, в течение которого заниматься собой, семьей, домом, хобби и т.д. Посвящая весь день семье или друзьям, мы снижаем чувство вины перед ними, которое обычно преследует руководителей. Они понимают, что не уделяют им достаточно времени и внимания и переживают, а это только усиливает стресс. Если же Вы позволите себе полностью отключиться от работы в выходной - новую рабочую неделю вы начнете в более высоком тонусе, чем всегда. Трудно разрываться между работой и домом (особенно, если руководитель женщина), поэтому нужно твердо решить - что все время четко распределено на эти две сферы, и на работе думать о работе, а дома - о доме.
6) Замечать все прекрасное, радоваться (природе, красоте, добрым людям, детям, новому, звукам, запахам). Можно натренироваться замечать вокруг себя все прекрасное, внимательно относится у увиденному (услышанному ...) и испытывать как можно больше положительных эмоций. Большинство людей настроены скорее негативно, умеют жаловаться, выискивают все плохое и могут долго говорить и думать об этом, такой образ жизни привычен большинству и даже не замечается. А тому, чтобы радоваться даже мелочам, нужно учиться.
Если учесть все эти моменты, то стресс уже будет в значительной степени предотвращен. Усилить эффект можно специальными методами саморегуляции.
Рассмотрим некоторые их них.
1) Уделять время себе. Хотя бы 15 минут в день. Оптимально 45 минут - 1 час. Это время можно использовать для выполнения каких-либо саморегуляционных процедур или просто устроить себе небольшой сеанс медитации. Женщины могут совместить его с косметическими процедурами (например, масками).
Медитативное состояние в определенной степени Вам уже знакомо. Состояние "души" во время молитвы, творческого вдохновения, слушания любимой музыки, при созерцании природы или игры детей имеет сходство с медитативными состояниями или как их называл Уильям Деймс - мистическое состояние сознания.
Для медитации лучше уединиться, включить приятную музыку, принять удобную позу, проверить - расслаблено ли тело. Можно зажечь свечу и смотреть на нее. Основой медитации является концентрация внимания на чем-либо, например на дыхании. Можно представлять себе какой-то приятный предмет (цветок, море...). Постепенно лучше перестать думать вообще и получать удовольствие от расслабления. Когда будет хорошо получать расслабляться и отдыхать таким образом, можно добавить и сеанс аутотренинга.
2) АУТОТРЕНИНГ. В свое время это было настолько популярное увлечение, что нашло отражение в наших любимых фильмах "Самая очаровательная и привлекательная", "Влюблен по собственному желанию" и т.д. Все начинается с ироничного или преклоняющегося отношения к этому методу, а в конечном итоге складывается впечатление, что человек справился со всем сам. И это действительно так. Помогает не аутотрениг как таковой, а человек сам себе с помощью аутотренинга.
Наибольшая ирония или нежелание использовать этот метод связаны с тем, что надо как попугай повторять одно и тоже. Со стороны это смотрится смешно и нелепо. Естественно многократное повторение необходимо не потому, что создателям этого метода так захотелось. Объяснение этому достаточно простое.
Как известно, все (или многие) установки у нас из детства и "работают" несмотря на нашу зрелость. Нам так часто повторяли, что мы "такие" и "сякие" (у каждого своё), что выбить это можно тоже только многократным повторением, как молитва. Техника ритмичного повторения известна с древнейших времен, она работает на аккумуляцию, повышение энергии.
Правда, многократного повторения не достаточно, нужно еще верить в то, что Вы говорите, в метод, который используете и конечно в себя (хотя бы на уровне "доверять"). По началу, организм подобно Станиславскому будет Вам кричать "Не верю!". И оказывается, что нужно не просто повторять что-то, а прислушиваться к тому, что в ответ Вам говорит Ваш внутренний голос, верит он Вам или нет. Если слушать, прислушиваться и доверять, то он подсказывает, как надо сказать, так, чтобы Вы вместе поверили.
3) Хотя бы небольшая физическая нагрузка. При эмоциональном напряжении учащается сердцебиение, дыхание, происходят многие другие сдвиги в организме, аналогичные тем, которые наблюдаются при тяжелой физической нагрузке. Соответственно те, кто привыкли выдерживать такие нагрузки, легче переносит стрессы, вызванные различными причинами. Хорошо, если в системе Ваших занятий есть упражнения / виды упражнений направленные на выработку физической выносливости: бег, плавание, велосипед, лыжи - на большие дистанции (которые у каждого индивидуальны). Однако на первом этапе можно ограничиться небольшими физическими упражнениями. Не обязательно это должна быть утренняя зарядка, можно заниматься и среди дня и вечером (например, на кухне, во время приготовления ужина).
4) Обязательно бывать на свежем воздухе. В данном случае важен не только воздух, но и солнечная энергия, поэтому гулять лучше при свете дня (особенно зимой, когда организму не хватает энергии). Именно потому, что не хватает энергии, люди больше едят зимой (особенно мясной пищи, хотя летом прекрасно обходятся овощами).
5) Дыхательная гимнастика. От того, как мы дышим, во многом зависит наше самочувствие. Даже такое простое упражнение как 10 глубоких вдохов и выдохов способно вернуть человеку спокойствие, если он сильно рассержен, расстроен или испытывает другие отрицательные эмоции.
6) Гимнастика для глаз. Наши глаза много работают в течение дня и сильно устают, а от этого возникают головные боли, становится трудно сосредоточиться, появляется неудовлетворенность, а значит и стресс. Чтобы глаза уставали меньше достаточно несколько раз в день делать простейшие упражнения:
-с закрытыми глазами вращать зрачки несколько раз в одну и в другую сторону по кругу; вправо и влево; вверх и вниз; зигзагом
-несколько раз нажать пальцами на закрытые веки;
-смотреть поочередно на близкий предмет (50 см) и вдаль;
-после каждого из упражнений часто-часто моргать.
7) Правильное питание. Достаточно большой раздел, требующий детального рассмотрения. Хочется обратить внимание на два момента, практически никогда не соблюдаемых, но важных, относительно питья:
- большинство руководителей пьют много кофе. Сначала это стимулирует, позволяет быть в тонусе, но после 3-4 чашки мозговая деятельность сильно притупляется и кофе сначала перестает действовать тонизирующе, а затем и вовсе способствует невозможности сосредоточиться, нервным напряжением, раздражительности. Если Вам сложно полностью отказаться от кофе (многие уже знают, что он приносит больше вреда, чем пользы), советуем ограничиться утренней чашкой, а поддерживать себя в тонусе в течение дня зеленым чаем, который делает это значительно лучше и в тому же имеет массу других преимуществ (например, выводит шлаки, препятствует образованию опухолей).
- пить не после еды, а за 30-40 минут до еды. Наша привычка заканчивать трапезу чаем или кофе сильно ухудшает пищеварение, так как происходит разбавление желудочного сока, и он не может в полной мере способствовать перевариванию пиши. А проблемы с пищеварением непосредственно влияют на общее самочувствие, вызывают напряженное состояние.
В заключении хотелось бы привести некоторые статистические данные, полученные из результатов исследования Американской ассоциации менеджмента. В таблице представлены методы, которые используют опытные руководители для борьбы со стрессами.






 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru