|
Чирковская Е.Г. Творческие умения в формировании готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов
В статье рассмотрены особенности готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Показана связь творческих умений и готовности к профессиональной.
Ключевые слова: творческие умения, психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Деятельность практического психолога характеризуется как творческая, в ней сочетаются нормативные (установленные законы, правила, нормы) и эвристические (созидаемые в ходе собственного поиска) элементы. Кроме того, деятельность практического психолога тесно связана с научным творчеством, с исследовательской деятельностью. А одним из показателей профессионализма практического психолога является умение подойти к любой ситуации нестандартно.
Творчество — это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов их получения. Новизна и преобразование — две наиболее существенные характеристики творчества.
В то же время продолжаются научные споры о том, что же является критерием творческой деятельности — процесс или продукт и должны ли основные черты творчества — новизна и преобразование — выступать как объективные показатели развития, или они могут быть и субъективными. Как показывает анализ литературных источников, указанные позиции в педагогическом процессе не противоречат друг другу и не исключают друг друга. Действительно, в творчестве студента как раз и присутствует главным образом субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе учебного проектирования. Творчество по утверждению Я. А. Пономарева является механизмом продуктивного преобразования личности. [1]
Проведенное под нашим руководством исследование студентов различных курсов психологических факультетов и действующих психологов-практиков, проходивших повышение профессиональной квалификации (245 человек) показало, что только небольшая часть около 14% респондентов, продемонстрировала значительный творческий потенциал. Большая же часть опрошенных, около 70%, отличалась наличием качеств, способствующих творческой деятельности, в тоже время у них были зафиксированы разного рода барьеры в проявлении творчества: в мотивации профессиональной деятельности, эмоциональной, когнитивной и операциональной сферах личности и деятельности (Шипилова Е.В., 2007 г.). [2]
Исследование показало, что у студентов — психологов на начальном этапе обучения отсутствует устойчивый интерес к избранной профессии, представление о специфике и содержании профессиональной деятельности иллюзорное, мифическое, направленное в большей степени на удовлетворение коммуникативной стороны и расширение внешних социальных контактов. На протяжении обучения в вузе студенты — психологи, как правило, не центрированы на постоянном личностном росте и развитии своих профессиональных способностей, а ориентированы на обеспечение прикладной стороны профессии и наличие оперативных умений.
Готовность к профессиональной психологической деятельности включает в себя ряд компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивно-гностический, эмоционально-волевой, функционально-деятельностный и креативный. Психологическая готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов последовательно проходит в своем развитии уровни: ориентировочный, операциональный, функциональный и рефлексивно-творческий. В качестве условий формирования готовности к профессиональной деятельности выступают: специально организованная образовательная среда, разработанные маршруты и методы овладения профессиональной деятельностью, использование интерактивных форм и эвристических методов в процессе обучения. Системообразующим фактором формирования психологической готовности к профессиональной деятельности является характер потребностно-мотивационной сферы студента, готовность к саморазвитию, направленность на реализацию творческого потенциала личности, преобразование социально значимой деятельности. Кроме того, факторами обеспечивающими устойчивую психологическую готовность к профессиональной деятельности выступают: устойчивые профессиональные интересы и склонности студента к избранной профессии, индивидуально-психологические особенности личности студента, как предпосылки для формирования профессионально-важных качеств (ПВК); профессионально одобряемые стратегии межличностного взаимодействия; профессиональная идентичность, основанная на адекватной профессиональной самооценке, удовлетворенности своим профессиональным выбором, сформированных профессиональных установках, реалистичном представление своего профессионального будущего.
Было зафиксировано, что готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов явление динамичное. Динамика перехода с одного уровня готовности на другой определяется внутренним балансом между ее компонентами, который обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания (от репродуктивных, до эвристических). [2]
Так, например, по данным экспертных оценок (в качестве экспертов привлекались преподаватели вузов — 75 человек, психологи-практики — 45 человек) студенты первого курса психологических факультетов избегают участия в решении конкретных профессиональных ситуаций (68% ответов), апеллируя к отсутствую теоретических знаний и малому практическому опыту, но легко предлагают «свои советы» в свободном коммуникативном процессе своим друзьям и знакомым. Интерес первокурсников к профессиональной области во многом лежит в сфере самопознания и овладения первичными операциями, чаще всего, связанными с элементарными диагностическими манипуляциями, наглядно дающими быструю обратную связь, и отнюдь не в сфере выяснения закономерностей и механизмов, лежащих в основе тех или иных проявлений поведения «клиента». У первокурсников же, чаще, чем у студентов других курсов наблюдаются академические задолженности, связанные (по данным экспертных оценок) с трудностью предлагаемого теоретического материала, формированием специального профессионального тезауруса, что в свою очередь снижает удовлетворенность избранной профессией, влияет на устойчивость профессиональной мотивации. Характерно, что наибольший процент отчислений из вуза на факультетах психологии приходится на первые два года обучения.
Наибольший интерес к содержанию предстоящей профессиональной деятельности, по мнению экспертов, проявляется у студентов — психологов третьего курса, он сопровождается и желанием студента осуществлять первые практические попытки в реальном образовательном учреждении, как в ходе производственной практики, так и за ее пределами. Характерно, что уже с третьего курса вуза студенты-психологи стремятся начинать работать, получать первый профессиональный опыт (38% по данным нашего исследования). Вместе с тем, у данной категории студентов часто наблюдаются показатели завышенной неадекватной самооценки (44%), некая «профессиональная эйфория», выражающаяся в тезисах — «Я это знаю, проходил», «Нас учили не так», «А Вы этого не знаете» и др.
Кроме того, именно у данной категории студентов-психологов наблюдается самая большая разбалансированность между компонентами психологической готовности к предстоящей деятельности (ценностно-мотивационным «Я хочу», когнитивно-гностическим «Я знаю», с одной стороны и эмоционально-волевым «Я знаю, как нужно это сделать», функциональным «Я делаю и достигаю предполагаемый результат» с другой стороны). А компонент «креативный» на данном этапе обучения студента-психолога часто вообще не фиксируется со стороны экспертной группы. Основные трудности, которые испытывают студенты на данном этапе обучения связаны с умением перенести полученные теоретические знания и элементарные операции в сферу профессиональной ситуации, творчески преобразовать полученный алгоритм к иной задаче, а также использовать полученный элементарный практический опыт в исследовательской деятельности.
Только к пятому курсу, компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности приходят к некоторой сбалансированности. Однако и на этом этапе обучения эксперты фиксируют низкие показатели развития рефлексивно-творческого компонента. А эксперты из числа психологов-практиков отмечают, что такие значения характерны и большему числу молодых специалистов. Основные профессиональные трудности данного периода заключаются в неумении увидеть психологическую ситуацию комплексно, «широко», найти в ней, как типичные, так и нестандартные особенности, произвести самостоятельно адаптацию алгоритмов профессиональных действий к конкретной психологической ситуации, неумение, а зачастую и отказ от продуктивных действий, связанных с разработкой и овладением новых средств, технологий практической психологической деятельности.
Замечено, что переход от одного уровня готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов к другому связан с этапами обучения в вузе. Однако анализ совокупных данных показал, неравномерный характер показателей выраженности уровней психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов разных курсов обучения. Мы считаем, что, формируясь в процессе обучения в вузе, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов должна претерпевать позитивные качественные и количественные изменения, наращиваться и отражаться в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому (от ориентировочного на первом курсе к рефлексивно-творческому на пятом).
Как показывает наше исследование психологическая готовность к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе чаще всего студентами-психологами не достигается: пятикурсники 11%, молодые специалисты 21%. Одна из причин низкой готовности к профессиональной деятельности, в том числе и по мнению экспертов, заключается в отсутствии развитых творческих умений и неспособности к преобразованию полученных знаний, умений и навыков под конкретную профессиональную ситуацию. [2]
Опираясь на мнение многих исследователей природы творчества о том, что творческий потенциал связан с потребностью в новизне деятельности, готовностью к самоизменению и развитию, мы обратили внимание на готовность к саморазвитию наших респондентов (Самотест «Готовность к саморазвитию»). На основании результатов диагностики нами было выделено 4 группы респондентов по сочетанию шкал «готовность к самопознанию» и «готовность к самоизменению». В первую группу — тип, А вошло 22% опрашиваемых — для которых характерна высокая готовность к развитию, но отсутствие желания лучше узнать себя, во вторую группу — тип В — вошло 7% респондентов — это студенты — психологи, которые одинаково не заинтересованы как в самопознании так и в саморазвитии. Третью группу — тип Г — составили 13% студентов, которые в большей степени были ориентированы на самопознание и в меньшей на саморазвитие. И, наконец, большая часть респондентов, 57% студентов, которые отличались высокими значениями по обеим шкалам — тип Б. Таким образом, можно отметить, что будущие психологи, в большинстве своем отличаются потребностью в развитии своих способностей и профессионально-важных качеств, реализации своего потенциала на основе самопознания. В связи с этим, актуализируется проблема развития творческих умений будущих специалистов в процессе их обучения. [3]
Причина низкой готовности к профессиональной деятельности во многом кроется в отсутствии развитых творческих умений и неспособности к преобразованию полученных знаний, умений и навыков под конкретную профессиональную ситуацию. Нами были выделены следующие творческие умения, востребованные профессиональной деятельностью практических психологов (перечень не полный и может быть использован в качестве ориентировочного):
- Уметь находить нестандартные решения профессиональных задач
- Уметь находить эффективные решения в нестандартных профессиональных ситуациях
- Уметь создавать алгоритмы профессиональных действий
- Уметь генерировать и продуцировать идеи
- Уметь проектировать и моделировать идеи в профессиональных формах деятельности
- Уметь адаптировать, расширять и переоформлять новые идеи и действия к условиям определенной социальной среды и в определенный период времени
- Уметь осуществлять исследовательские виды деятельности
- Уметь преобразовывать и конструировать отдельные элементы профессиональной деятельности, методы, средства
- Уметь модернизировать и адаптировать к конкретным условиям деятельности уже известные методы, средства и формы
Следует также отметить, что все выше названные творческие умения профессиональной деятельности будущих психологов, исходя из специфических профессиональных особенностей должны быть ориентированы на сферы: 1 — сфера «Я», 2 — сфера — «Взаимодействие (или другие)», 3 — сфера «Деятельность (или дело)» и обеспечивать все направления деятельности психолога — диагностика, коррекция и развитие, консультирование, профилактика, просвещение [3].
Зафиксировано наличие предпосылок для развития творческих профессиональных умений у студентов-психологов, которые заключаются в достаточно высоком уровне развития креативности, выступающей основанием для формирования их творческих профессиональных умений и способствующей динамике развития психологической готовности к профессиональной деятельности. Совокупные данные по выборкам групп респондентов показали, что чем выше уровень психологической готовности к профессиональной деятельности респондентов, тем выше показатели развития креативности (коэф.кор. 0,74), соответственно, наиболее значимые связи были зафиксированы у студентов и молодых специалистов «рефлексивно-творческого» уровня психологической готовности (коэф.кор. 0,86). Наименее значимые связи продемонстрировали респонденты, находящиеся на «ориентировочном» и «операциональном» уровне. Результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие креативности у студентов-психологов выступает основанием для формирования их творческих профессиональных умений и способствует динамике развития психологической готовности к профессиональной деятельности.
Оптимизация процесса обучения будущих психологов заключается в создании развивающей технологии эвристического обучения и создания для этого ряда психолого-педагогических условий. К таким условиям на наш взгляд следует отнести: 1. Создание творческой атмосферы учебного пространства, культивирование интереса к инициативе и новшествам; 2. Инициирование поисковой активности за счет использования эвристических методов обучения; 3. Обучение студентов способам решения проблемных (инновационных, нетривиальных) задач. [3]
Библиографический список:
- Пономарев Я. А. Психология творения. Воронеж, 1999.
- Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности посредством активизации творческих умений. — Автореферат дисс. кандид.наук, М., 2007.
- Чирковская Е.Г., Шипилова Е. В. Развитие творческих умений и способностей студентов педагогов-психологов средствами креативного тренинга. Ставрополь: СКИПКРО, 2006
Bibliograficheskii spisok:
- Ponomarev J. A. Psihjlogiya tvoreniya. Voroneg, 1999.
- Shipilova E.v. Formirovanie psihologiheskoy gotovnosti studentov-psihologov k professionalnoy activities through enhanced creative skills. — Abstract diss. kandid.nauk, M., 2007.
- Chirkovskaya E.G., Shipilova E.v. Development of creative skills and abilities of students of educational psychologists means creative training. Stavropol SKIPKRO 2006
| |