О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
Отзывы
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
 

Наши партнеры
Наши партнеры

Обратная связь
axima@axima-consult.ru
 

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИ Послать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

Чирковская Е.Г. Творческие умения в формировании готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов

В статье рассмотрены особенности готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Показана связь творческих умений и готовности к профессиональной.

Ключевые слова: творческие умения, психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Деятельность практического психолога характеризуется как творческая, в ней сочетаются нормативные (установленные законы, правила, нормы) и эвристические (созидаемые в ходе собственного поиска) элементы. Кроме того, деятельность практического психолога тесно связана с научным творчеством, с исследовательской деятельностью. А одним из показателей профессионализма практического психолога является умение подойти к любой ситуации нестандартно.

Творчество — это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов их получения. Новизна и преобразование — две наиболее существенные характеристики творчества.

В то же время продолжаются научные споры о том, что же является критерием творческой деятельности — процесс или продукт и должны ли основные черты творчества — новизна и преобразование — выступать как объективные показатели развития, или они могут быть и субъективными. Как показывает анализ литературных источников, указанные позиции в педагогическом процессе не противоречат друг другу и не исключают друг друга. Действительно, в творчестве студента как раз и присутствует главным образом субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе учебного проектирования. Творчество по утверждению Я. А. Пономарева является механизмом продуктивного преобразования личности. [1]

Проведенное под нашим руководством исследование студентов различных курсов психологических факультетов и действующих психологов-практиков, проходивших повышение профессиональной квалификации (245 человек) показало, что только небольшая часть около 14% респондентов, продемонстрировала значительный творческий потенциал. Большая же часть опрошенных, около 70%, отличалась наличием качеств, способствующих творческой деятельности, в тоже время у них были зафиксированы разного рода барьеры в проявлении творчества: в мотивации профессиональной деятельности, эмоциональной, когнитивной и операциональной сферах личности и деятельности (Шипилова Е.В., 2007 г.). [2]

Исследование показало, что у студентов — психологов на начальном этапе обучения отсутствует устойчивый интерес к избранной профессии, представление о специфике и содержании профессиональной деятельности иллюзорное, мифическое, направленное в большей степени на удовлетворение коммуникативной стороны и расширение внешних социальных контактов. На протяжении обучения в вузе студенты — психологи, как правило, не центрированы на постоянном личностном росте и развитии своих профессиональных способностей, а ориентированы на обеспечение прикладной стороны профессии и наличие оперативных умений.

Готовность к профессиональной психологической деятельности включает в себя ряд компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивно-гностический, эмоционально-волевой, функционально-деятельностный и креативный. Психологическая готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов последовательно проходит в своем развитии уровни: ориентировочный, операциональный, функциональный и рефлексивно-творческий. В качестве условий формирования готовности к профессиональной деятельности выступают: специально организованная образовательная среда, разработанные маршруты и методы овладения профессиональной деятельностью, использование интерактивных форм и эвристических методов в процессе обучения. Системообразующим фактором формирования психологической готовности к профессиональной деятельности является характер потребностно-мотивационной сферы студента, готовность к саморазвитию, направленность на реализацию творческого потенциала личности, преобразование социально значимой деятельности. Кроме того, факторами обеспечивающими устойчивую психологическую готовность к профессиональной деятельности выступают: устойчивые профессиональные интересы и склонности студента к избранной профессии, индивидуально-психологические особенности личности студента, как предпосылки для формирования профессионально-важных качеств (ПВК); профессионально одобряемые стратегии межличностного взаимодействия; профессиональная идентичность, основанная на адекватной профессиональной самооценке, удовлетворенности своим профессиональным выбором, сформированных профессиональных установках, реалистичном представление своего профессионального будущего.

Было зафиксировано, что готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов явление динамичное. Динамика перехода с одного уровня готовности на другой определяется внутренним балансом между ее компонентами, который обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания (от репродуктивных, до эвристических). [2]

Так, например, по данным экспертных оценок (в качестве экспертов привлекались преподаватели вузов — 75 человек, психологи-практики — 45 человек) студенты первого курса психологических факультетов избегают участия в решении конкретных профессиональных ситуаций (68% ответов), апеллируя к отсутствую теоретических знаний и малому практическому опыту, но легко предлагают «свои советы» в свободном коммуникативном процессе своим друзьям и знакомым. Интерес первокурсников к профессиональной области во многом лежит в сфере самопознания и овладения первичными операциями, чаще всего, связанными с элементарными диагностическими манипуляциями, наглядно дающими быструю обратную связь, и отнюдь не в сфере выяснения закономерностей и механизмов, лежащих в основе тех или иных проявлений поведения «клиента». У первокурсников же, чаще, чем у студентов других курсов наблюдаются академические задолженности, связанные (по данным экспертных оценок) с трудностью предлагаемого теоретического материала, формированием специального профессионального тезауруса, что в свою очередь снижает удовлетворенность избранной профессией, влияет на устойчивость профессиональной мотивации. Характерно, что наибольший процент отчислений из вуза на факультетах психологии приходится на первые два года обучения.

Наибольший интерес к содержанию предстоящей профессиональной деятельности, по мнению экспертов, проявляется у студентов — психологов третьего курса, он сопровождается и желанием студента осуществлять первые практические попытки в реальном образовательном учреждении, как в ходе производственной практики, так и за ее пределами. Характерно, что уже с третьего курса вуза студенты-психологи стремятся начинать работать, получать первый профессиональный опыт (38% по данным нашего исследования). Вместе с тем, у данной категории студентов часто наблюдаются показатели завышенной неадекватной самооценки (44%), некая «профессиональная эйфория», выражающаяся в тезисах — «Я это знаю, проходил», «Нас учили не так», «А Вы этого не знаете» и др.

Кроме того, именно у данной категории студентов-психологов наблюдается самая большая разбалансированность между компонентами психологической готовности к предстоящей деятельности (ценностно-мотивационным «Я хочу», когнитивно-гностическим «Я знаю», с одной стороны и эмоционально-волевым «Я знаю, как нужно это сделать», функциональным «Я делаю и достигаю предполагаемый результат» с другой стороны). А компонент «креативный» на данном этапе обучения студента-психолога часто вообще не фиксируется со стороны экспертной группы. Основные трудности, которые испытывают студенты на данном этапе обучения связаны с умением перенести полученные теоретические знания и элементарные операции в сферу профессиональной ситуации, творчески преобразовать полученный алгоритм к иной задаче, а также использовать полученный элементарный практический опыт в исследовательской деятельности.

Только к пятому курсу, компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности приходят к некоторой сбалансированности. Однако и на этом этапе обучения эксперты фиксируют низкие показатели развития рефлексивно-творческого компонента. А эксперты из числа психологов-практиков отмечают, что такие значения характерны и большему числу молодых специалистов. Основные профессиональные трудности данного периода заключаются в неумении увидеть психологическую ситуацию комплексно, «широко», найти в ней, как типичные, так и нестандартные особенности, произвести самостоятельно адаптацию алгоритмов профессиональных действий к конкретной психологической ситуации, неумение, а зачастую и отказ от продуктивных действий, связанных с разработкой и овладением новых средств, технологий практической психологической деятельности.

Замечено, что переход от одного уровня готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов к другому связан с этапами обучения в вузе. Однако анализ совокупных данных показал, неравномерный характер показателей выраженности уровней психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов разных курсов обучения. Мы считаем, что, формируясь в процессе обучения в вузе, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов должна претерпевать позитивные качественные и количественные изменения, наращиваться и отражаться в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому (от ориентировочного на первом курсе к рефлексивно-творческому на пятом).

Как показывает наше исследование психологическая готовность к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе чаще всего студентами-психологами не достигается: пятикурсники 11%, молодые специалисты 21%. Одна из причин низкой готовности к профессиональной деятельности, в том числе и по мнению экспертов, заключается в отсутствии развитых творческих умений и неспособности к преобразованию полученных знаний, умений и навыков под конкретную профессиональную ситуацию. [2]

Опираясь на мнение многих исследователей природы творчества о том, что творческий потенциал связан с потребностью в новизне деятельности, готовностью к самоизменению и развитию, мы обратили внимание на готовность к саморазвитию наших респондентов (Самотест «Готовность к саморазвитию»). На основании результатов диагностики нами было выделено 4 группы респондентов по сочетанию шкал «готовность к самопознанию» и «готовность к самоизменению». В первую группу — тип, А вошло 22% опрашиваемых — для которых характерна высокая готовность к развитию, но отсутствие желания лучше узнать себя, во вторую группу — тип В — вошло 7% респондентов — это студенты — психологи, которые одинаково не заинтересованы как в самопознании так и в саморазвитии. Третью группу — тип Г — составили 13% студентов, которые в большей степени были ориентированы на самопознание и в меньшей на саморазвитие. И, наконец, большая часть респондентов, 57% студентов, которые отличались высокими значениями по обеим шкалам — тип Б. Таким образом, можно отметить, что будущие психологи, в большинстве своем отличаются потребностью в развитии своих способностей и профессионально-важных качеств, реализации своего потенциала на основе самопознания. В связи с этим, актуализируется проблема развития творческих умений будущих специалистов в процессе их обучения. [3]

Причина низкой готовности к профессиональной деятельности во многом кроется в отсутствии развитых творческих умений и неспособности к преобразованию полученных знаний, умений и навыков под конкретную профессиональную ситуацию. Нами были выделены следующие творческие умения, востребованные профессиональной деятельностью практических психологов (перечень не полный и может быть использован в качестве ориентировочного):

  • Уметь находить нестандартные решения профессиональных задач
  • Уметь находить эффективные решения в нестандартных профессиональных ситуациях
  • Уметь создавать алгоритмы профессиональных действий
  • Уметь генерировать и продуцировать идеи
  • Уметь проектировать и моделировать идеи в профессиональных формах деятельности
  • Уметь адаптировать, расширять и переоформлять новые идеи и действия к условиям определенной социальной среды и в определенный период времени
  • Уметь осуществлять исследовательские виды деятельности
  • Уметь преобразовывать и конструировать отдельные элементы профессиональной деятельности, методы, средства
  • Уметь модернизировать и адаптировать к конкретным условиям деятельности уже известные методы, средства и формы

Следует также отметить, что все выше названные творческие умения профессиональной деятельности будущих психологов, исходя из специфических профессиональных особенностей должны быть ориентированы на сферы: 1 — сфера «Я», 2 — сфера — «Взаимодействие (или другие)», 3 — сфера «Деятельность (или дело)» и обеспечивать все направления деятельности психолога — диагностика, коррекция и развитие, консультирование, профилактика, просвещение [3].

Зафиксировано наличие предпосылок для развития творческих профессиональных умений у студентов-психологов, которые заключаются в достаточно высоком уровне развития креативности, выступающей основанием для формирования их творческих профессиональных умений и способствующей динамике развития психологической готовности к профессиональной деятельности. Совокупные данные по выборкам групп респондентов показали, что чем выше уровень психологической готовности к профессиональной деятельности респондентов, тем выше показатели развития креативности (коэф.кор. 0,74), соответственно, наиболее значимые связи были зафиксированы у студентов и молодых специалистов «рефлексивно-творческого» уровня психологической готовности (коэф.кор. 0,86). Наименее значимые связи продемонстрировали респонденты, находящиеся на «ориентировочном» и «операциональном» уровне. Результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие креативности у студентов-психологов выступает основанием для формирования их творческих профессиональных умений и способствует динамике развития психологической готовности к профессиональной деятельности.

Оптимизация процесса обучения будущих психологов заключается в создании развивающей технологии эвристического обучения и создания для этого ряда психолого-педагогических условий. К таким условиям на наш взгляд следует отнести: 1. Создание творческой атмосферы учебного пространства, культивирование интереса к инициативе и новшествам; 2. Инициирование поисковой активности за счет использования эвристических методов обучения; 3. Обучение студентов способам решения проблемных (инновационных, нетривиальных) задач. [3]

Библиографический список:

  • Пономарев Я. А. Психология творения. Воронеж, 1999.
  • Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности посредством активизации творческих умений. — Автореферат дисс. кандид.наук, М., 2007.
  • Чирковская Е.Г., Шипилова Е. В. Развитие творческих умений и способностей студентов педагогов-психологов средствами креативного тренинга. Ставрополь: СКИПКРО, 2006

Bibliograficheskii spisok:

  • Ponomarev J. A. Psihjlogiya tvoreniya. Voroneg, 1999.
  • Shipilova E.v. Formirovanie psihologiheskoy gotovnosti studentov-psihologov k professionalnoy activities through enhanced creative skills. — Abstract diss. kandid.nauk, M., 2007.
  • Chirkovskaya E.G., Shipilova E.v. Development of creative skills and abilities of students of educational psychologists means creative training. Stavropol SKIPKRO 2006

 

 
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru