|
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР
Пустынникова Ю.М.
Офис-файл №89 июнь 2006
Как известно, каждая профессия накладывает отпечаток на человека. Это нормально и естественно. Как правило, такие профессиональные деформации помогают людям лучше выполнять их работу, и в целом полезны для бизнеса, хоть и создают курьезные ситуации в обыденной жизни. Эти курьезы становятся почвой для профессиональных анекдотов, представляющих в утрированном виде случаи профессиональной деформации («доктор сказал в морг – значит в морг» и т.п.). Вместе с тем, есть профессии, сама суть которых часто противоречит рисковому характеру предпринимательской деятельности, бизнесу. Люди этих профессий должны «охранять» бизнес от рисков: это сотрудники безопасности, юристы, бухгалтеры, финансисты. Их работа нередко вызывает раздражение у тех, чьей задачей является реализация основной бизнес-идеи (руководителей, продавцов), поскольку накладывает определенные ограничения на способы выполнения поставленных задач. Тем не менее, в большинстве случаев можно найти некоторое конструктивное решение, уравновешивающее риски и возможности, устраивающее и тех, кто «продвигает» идею, и тех, кто «прикрывает тылы». Но бывает и так, что профессиональные деформации «тыловиков» расцветают буйным цветом и становятся существенным препятствием в развитии бизнеса. Именно о таких ситуациях мы и хотели бы сегодня поговорить.
Большинство клиентов нашей компании – это предприятия малого и среднего бизнеса. И в нашей консультативной практике мы довольно часто встречаемся с ситуациями, когда главный бухгалтер предприятия становится серым кардиналом, подчинившем все функционирование компании нуждам бухгалтерии.
Представительство западной компании работает на российском рынке более десяти лет. Руководитель представительства – экспат. Главный бухгалтер работает с первых дней открытия представительства. Ей сразу удалось убедить генерального менеджера в том, что в России особые законы, в которых сам черт ногу сломит, и никто кроме опытного главбуха в них не разберется, очень строго с бухгалтерией и с налогами, санкции нарушителям страшны и ужасны. Этим она обеспечила себе полную свободу действий в профессиональном пласте. А затем, постепенно, пользуясь тем, что генеральный менеджер находился в постоянном дефиците информации, а также используя миф об «особенностях русской души», она постепенно прибрала к рукам принятие таких решений, как определение размера заработной платы всем сотрудникам представительства, тем самым получив почти неограниченную власть. Пользуясь этой властью и заручившись поддержкой руководителя обеспечивающего блока, главбух изживала из компании неугодных ей сотрудников, управляла взаимоотношениями в коллективе, плела интриги и занималась другими столь же увлекательными и никак не относящимися к бухгалтерии делами.
Как правило, такой бухгалтер появляется в компании, пережившей один или несколько неприятных эпизодов с налоговыми проверками. «Пуганый» руководитель решает, что лучше он все будет делать как положено, чем переживать такие стрессы, и наделяет главбуха довольно широкими полномочиями: «Скажи, что нужно, чтобы все было в порядке и мы сделаем». Сначала бухгалтерия предъявляет вполне разумные требования к организации работы остальных подразделений, но постепенно «входит во вкус» и захватывает все большие «территории», а на любую попытку как-то соотнести свои требования с задачами бизнеса открывает «эмоциональный шантаж»: «Да пожалуйста, делайте что хотите! Но когда придет налоговая – сами будете с ними разбираться. И не говорите мне, что я вас не предупреждала. И вообще, раз так, я отказываюсь быть главным бухгалтером – сами в тюрьме сидите, мне этого счастья не надо!». Второй вариант развития событий более мягкий, но не менее вредоносный. В этом случае для снижения риска попадания в немилость к налоговым органам принимается некоторая система работы, поднимающая приоритет бухгалтерии, которая терпима для данного этапа развития бизнеса и его размера. Однако все течет, все изменяется, бизнес расширяется, и зарекомендовавшее себя однажды решение становится «мало», начинает мешать делу. Однако люди с трудом отказываются от привычных схем. Особенно если раньше эти схемы были успешны. Особенно если люди сами эту схему придумали. Поэтому бухгалтерия начинает отчаянно сопротивляться изменениям и открывает пресловутый эмоциональный шантаж: «Ах, вы так!!!»
Издательство, занимающееся профессиональной периодикой начинало с выпуска одного журнала. Народу в издательстве было мало, конкуренция на рынке – слабая, и для того, чтобы не раздувать штат было принято решение, что бухгалтерскую «первичку» продавцы оформляли сами. Главный бухгалтер в это время был в компании лицом значительным – одним из немногих руководителей. Время шло, бизнес рос, конкуренция ожесточилась очень ощутимо, появились новые издания как на внешнем рынке, так и в ассортименте самого издательства, тиражи начали исчисляться десятками тысяч, а продавцы все продолжали самостоятельно оформлять «первичку». Более того, статус главного бухгалтера сильно снизился: появился финансовый директор, главбуха «отдалили от тела». Для того, чтобы компенсировать эти утраты главный бухгалтер раздула штат бухгалтерии до неимоверных размеров (12 бухгалтеров на 150 человек общей численности сотрудников), аргументируя эти шаги «огромным объемом работы». По тем же причинам (объем работы) главбух всячески старалась переложить обязанности бухгалтерии на все подразделения: HR-ы готовили для них одни бумажки, производственники – другие. Всем нашлась бухгалтерская работа. Продавцов же Главбух просто травила за любую ошибку в первичной документации, а идею передать оформление этих документов в бухгалтерию с возмущением отвергала как нонсенс. Любые попытки найти решение, устраивающее не только главного бухгалтера она воспринимала как личную агрессию и поднимала хай на всю компанию, так что в конце концов с ней уже боялись связываться, а руководители продающих подразделений стали дозревать до того, чтобы поставить Президенту компании ультиматум: или она, или мы.
Все эти фокусы лучше проходят в тех компаниях, где руководитель (и собственник) – мягкий человек, ориентированный на отношения с людьми, не любящий конфликтов. Как правило, свое дело у такого предпринимателя появилось либо из хобби, которое вдруг оказалось востребованным и начало приносить деньги, либо по стечению каких-то жизненных обстоятельств. Он не склонен к риску, не склонении принимать «резкие» решения и «строить всех по стойке смирно». И подчиненные этим активно пользуются. У предпринимателей-авантюристов, у тех, кто и в советское время знал «тысячу законных способов отъема денег» такой проблемы не возникает – их никакими проверками не испугаешь, и все обеспечивающие подразделения у них сидят тихо, как мышки. Поэтому руководителю, испытывающему проблемы со своим главбухом, нужно помнить, что без благодатной почвы эти трудности не «выросли» бы. И для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо не только «менять что-то в бухгалтерии», но и измениться самому. Рассмотрим оба этих аспекта поподробнее.
Вот типичные симптомы поведения главбуха, начинающего «захват территории»:
- Шантаж: «Если вы не … то пеняйте на себя!»
- Попытки переложить обязанности бухгалтерии на другие подразделения
- Попытка доказать, что предлагаемое им решение единственно правильное с помощью «забрасывания» руководителя терминами, цитатами из кодекса, профессиональным жаргоном, попытка «грузить».
- Неспособность и/или нежелание слышать доводы другой стороны, нежелание искать конструктивное решение
- Попытки всячески превознести роль и значение бухгалтерии в жизни организации, жажда славы и почестей
- Сильная вовлеченность в неформальные отношения в организации: «кто против кого дружит» и т.п.
Наиболее часто «захватчиками» среди главных бухгалтеров становятся женщины энергичные, властные, яркие, выбравшие профессию бухгалтера не столько «по призванию», сколько «за компанию» или по другим каким-то косвенным причинам. Им тесно в рамках скучного мира балансов и отчетов, «королевство маловато, негде развернуться!». Наладить с ними конструктивные взаимоотношения бывает очень не просто: они не склонны прислушиваться к окружающим, им гораздо более свойственно «вещать», плюс ко всему, они как правило являются довольно искушенными психологами-манипуляторами, постоянно стремящимися «переиграть» вас во взаимоотношениях. По этому не рекомендуем вам вступать с ними в психологические поединки – такие дамы могут запросто «передернуть карты» и оставить вас в дураках.
Один из возможных вариантов решения проблемы – это приглашать внешних аудиторов. Причем заказчиком работ должно выступать именно первое лицо, а не главный бухгалтер, иначе через некоторое время вы можете заметить, что бухгалтер и аудитор «подружились против вас».
Некоторые руководители предпочитают «нагрузить» социально-активных бухгалтеров ответственной общественной работой. Это неплохое решение. Особенно если это не общественная работа на постоянной основе и без всякого контроля (в этом случае обязательно возникнут проблемы), а некий проект, имеющий четкие сроки реализации и критерии оценки результата. В этом случае сотрудник получает то, что хочет – возможность социальной самореализации, его кипучая энергия направляется «в мирное» русло, все это происходит с нашей санкции и под нашим контролем, а значит, всегда есть возможность совершенно официально пресечь некорректное поведения и не дать «заиграться». Кроме того, у бухгалтера, занятого социальным проектом, появляется ответственность за результаты его деятельности – тут уж «что хочу, то и ворочу» не пройдет. А вот вариант социальной работы на постоянной основе без сроков и критериев контроля результатов деятельности (типа «председатель общественного совета») плох именно тем, что узаконивает возможность произвола, не давая первому лицу никаких реальных рычагов воздействия на бухгалтера в его «социальной» ипостаси.
Другой вариант выстраивания взаимоотношений с главбухом, склонным к захвату полномочий, - это отслеживать все попытки манипуляций и «распространения» в смежные области и холодно пресекать их опросами по существу или требованиями дать предложение согласованное с другими подразделениями и учитывающее их интересы. Но для этого нужно взять себя в руки и одолжить у знакомых железные нервы. Максимум через три месяца либо ваш бухгалтер станет белым и пушистым, либо у вас будет новый главный бухгалтер. Этого, кстати, ни в коем случае не надо бояться. Готовность руководителя потерять любого из сотрудников идет на пользу бизнесу: такой руководитель начинает принимать более продуктивные решения. Это не значит перестать ценить людей – это значит лишь стать нечувствительным к шантажу.
Если генеральный менеджер не чувствует в себе сил бороться с главбухом, можно призвать на помощь адекватного финансового директора и решить проблему структурно: подчинить главбуха финансовому директору. «Загрузить» финансиста бухгалтеру не удастся – финансиста на мякине не проведешь. К тому же финансовые директора как правило люди логичные, к сантиментам не склонные и не боящиеся испортить отношения ради истины, так что справиться с «разгулявшимся» главбухом им гораздо проще, чем первому лицу.
И для закрепления результата (то есть для того, чтобы не попадать в подобные отношения с другими сотрудниками или с новым бухгалтером), имеет смысл заняться корректировкой своего стиля управления. Помочь в этом может грамотный коучинг. Коуч поможет вам понять, что именно в вашем стиле руководства нужно подправить и как это можно сделать. Поверье, работа над собой поможет вам не только в решении такой локальной задачи, как выстраивание взаимоотношений с главбухом.
|
|