О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
Пустынникова Ю.М.
Кадровые решения №2 август 2005

Как ни странно, оценка персонала (даже в форме традиционной аттестации) до сих пор является наименее распространенной процедурой в системе управления персоналом российских компаний. Сегодня в большинстве случаев она существует в неформализованном «управленческом» виде – руководитель по известным ему одному критериям оценивает сотрудников, находящихся у него в непосредственном подчинении. На основании этой оценки он принимает управленческие решения, подчас не давая обратной связи подчиненным о том, как он оценивает их работу, их профессиональный потенциал, чего он от них ждет и почему принимает именно такие, а не другие решения о премировании, наказании, перемещении сотрудников. В таком виде оценка не может считаться настоящим управленческим инструментом, поскольку не позволяет влиять на поведение сотрудников и прогнозировать его – люди просто не знают и не понимают, чего от них ждет компания в целом и их непосредственный руководитель в частности. Отсюда так много разговоров о «самодурстве» отдельных начальников, так много демотивированных сотрудников, относящихся к компании потребительски: сотрудники не лояльны к компании, поскольку «игра» с ними ведется не в открытую, отношения строятся не на партнерской основе взаимных соглашений («я жду от тебя такой-то работы и за это готов вознаграждать тебя вот таким образом») а на основе власти, принуждения и манипуляций. От такой ситуации страдают и бизнес, сотрудники которого работают спустя рукава, а подчас и занимаясь откровенным вредительством, и сами сотрудники. Или напротив отношения между работниками и работодателем могут строиться на жалости и сострадании («как я его уволю – у него же мама инвалид и жена домохозяйка»), не позволяющей работодателю предъявлять к сотруднику элементарные требования – в этом случае страдает в первую очередь бизнес, а не наемный сотрудник.

Между тем, западные исследования достоверно показывают, что кампании, применяющие формализованную и системную оценку в управлении персоналом, значительно эффективнее и успешнее аналогичных компаний, не использующих оценочные процедуры. И такие данные вполне логичны: ведь оценка персонала позволяет представлять себе реальное "качество" человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, и управлять ими: "отбраковывать" худших, стимулировать средних и вознаграждать лучших сотрудников. В такой ситуации вполне правомерно говорить об оценке персонала, как о важном инструменте управления - ведь она является основой для принятия важных кадровых и управленческих решений.

В идеале, формализованная система оценки персонала существует не сама по себе, но интегрирована с другими основными подсистемами управления персоналом: системой мотивации и системой обучения сотрудников. В этом случае вся система управления персоналом является наиболее эффективной и максимально ориентирована на реализацию целей, стоящих перед бизнесом.

Рассмотрим подробнее процесс постановки формализованной системы оценки персонала и ее интеграции в систему управления компании в целом.

Начнем с того, что для того, чтобы система управления персоналом работала на благо бизнеса, а не была бы хаотичной системой «тусовки с персоналом» и «социальной помощи населению против бизнеса», она изначально должна строиться исходя из целей бизнеса.

Пример.Российское представительство компании-производителя промышленного оборудования основными своими целями на ближайшие три года поставила:

  • повышение объема продаж не менее чем на 30% ежегодно
  • расширение сети филиалов по России
  • повышение узнаваемости торговой марки продаваемого оборудования.

Исходя из этого, приоритетными задачами в области управления персоналом должны быть:

  • подбор квалифицированного торгового персонала - в первую очередь в регионах;
  • активное повышение компетентности в области продукта сотрудников, задействованных в процессах продаж и обслуживания клиентов;
  • разработка системы оплаты труда, стимулирующей сотрудников на достижение целей компании.

В реальности же основное внимание службы управления персоналом сосредоточено на осуществлении кадрового документооборота и помощи сотрудникам в решении их индивидуальных рабочих проблем (получение отпуска за свой счет, получение беспроцентного кредита, повышение оклада в индивидуальном порядке, принятие решения о включение в группу, отправляющихся в командировку за рубеж и т.п.).

Наиболее эффективно расстановка приоритетов в сфере управления персоналом на основании целей компании происходит в том случае, если цели бизнеса формализованы и декомпозированы хотя бы до уровня основных функциональных направлений, то есть в компании внедрена система управления по целям. В этом случае разработать критерии оценки эффективности деятельности для всех групп персонала значительно проще, чем в ситуации, когда есть только план по объему продаж. Но поскольку разработка целей компании – это с одной стороны тема, требующая отдельного подробного рассмотрения, с другой стороны – задача не столько менеджера или директора по персоналу, сколько собственников бизнеса и генерального директора, оставим ее за скобками и обратимся к собственно технологии построения интегрированной системы управления персоналом, центральную роль в которой играет построение системы оценки персонала.

Стержнем интегрированной системы управления персоналом является свод критериев оценки работы и профессионального потенциала сотрудников, который в свою очередь, как мы уже упоминали выше, прямо вытекает из целей компании.

Пример.

Цель

Количественные критерии

Качественные критерии

Повышение качества обслуживания клиентов

Для менеджеров по продажам

  • Количество и объем повторных заказов
  • Количество постоянных клиентов
  • Количество рекламаций на качество обслуживания
  • Количество благодарностей от клиекнтов
  • Уровень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания по результатам опросов.

 

Для сотрудника склада

  • Скорость комплектации заказа
  • Количество рекламаций по пересортице
  • Количество рекламаций на качество обслуживания
  • Уровень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания по результатам опросов.

 

Для таможенного агента

  • Время ожидания клиентом поступления заказа (время задержки груза в пути)

 

Для менеджеров по продажам

  • Соблюдение стандартов качественного обслуживания клиентов + уровень развития компетенции "Клиентоориентированность"
  • Содержание отзывов клиентов о работе данного менеджера

 

 

 

 

Для сотрудника склада

  • Соблюдение стандартов качественного обслуживания клиентов + уровень развития компетенции "Клиентоориентированность"
  • Содержание отзывов клиентов о работе данного сотрудника

 

 

Для таможенного агента

  • Соблюдение стандартов качественного обслуживания клиентов + уровень развития компетенции "Клиентоориентированность"

 

Таким образом, можно выделить два вида критериев оценки: количественные и качественные. С помощью количественных критериев оценки (их еще называют KPI – key performance indicators, ключевые показатели эффективности деятельности сотрудников) мы можем оценивать, достигают ли сотрудники необходимых компании результатов или нет. Эти показатели строятся на планах компании и подразделений, отражают то, что может быть измерено и подчитано: выполнение плана производства, плана продаж, достижение желаемого уровня рентабельности и уровня издержек, сроки оформления лицензий и сертификатов, подбора персонала, доставки грузов и т.п. Качественные критерии оценки (их еще называют компетенции) позволяют оценить уровень профессионального развития и потенциала сотрудников. Кроме того, компетенции сами по себе являются описанием эталонного поведения сотрудников. Это очень важный аспект в оценке, поскольку для реализации целей бизнеса очень важно не только понимать, к какому результату мы стремимся, но и знать, за счет чего этого результата можно достичь. Поэтому компетенции, проистекающие из качественных, стратегических целей компании (таких как обеспечение определенного уровня обслуживания, построение определенного имиджа, брэнда, и т.п.) и ее ценностей (например, клиентоориентированность, постоянное повышение качества продукта, инновационность и т.п.), являются своего рода стратегическим стержнем, «хребтом» системы управления персоналом.

Вместе KPI и компетенции определяют, что и как должен делать персонал, и на основании этого видения строятся

  • система оценки: каким образом, с помощью каких инструментов оценивать соответствие сотрудников эталонному описанию, и система подбора: каких сотрудников мы берем на работу
  • система мотивации: за какие достижения платить сотрудникам, за что поощрять морально
  • система обучения: какие качества развивать в сотрудниках (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Интеграция подсистем управления персоналом.

 

Роль же, отводящаяся в такой интегрированной системе управления персоналом системе оценки, как мы уже говорили особая, и вот почему. На результатах оценки строятся все решения в области управления персоналом. Оперативная оценка работы сотрудника, подспудно проводимая линейным руководителем ежедневно, в конце месяца, квартала, года «подбивается», и определяет размер премии сотрудников. Оценка профессионального уровня и потенциала сотрудника определяет размер его оклада, что стимулирует сотрудников повышать свой профессиональный уровень за счет обучения. Недочеты, выявившиеся в ходе ежегодной оценки сотрудников на основе компетенций определяют тематический план обучения сотрудников. В графическом виде этот алгоритм представлен на Рисунке 2. Построенная таким образом система управления персоналом позволяет влиять на поведение сотрудников и прогнозировать его, а особая роль оценки в этом процессе еще раз подтверждает тезис, вынесенный нами в заголовок статьи: оценка является универсальным инструментом управления.

Рисунок 2. Процесс разработки критериев оценки и интеграции подсистем управления персоналом

Однако реалии сегодняшнего бизнеса таковы, что для большинства средних и малых предприятий реализация описанного выше подхода – это задача даже не ближайшего, а среднесрочного развития. Она требует большой работы и от менеджмента компании и от службы управления персоналом в целом. Что же делать в такой ситуации? Ведь когда «светлое будущее» призрачно и отдалено, а менеджер по персоналу оказывается в роли «один во поле воин», руки просто опускаются, а внутренний голос нашептывает: «жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Главное – не терять веры в победу. Ваш выбор – это «политика малых добрых дел»: нужно потихоньку делать то, что возможно в сегодняшней ситуации, исподволь готовя почву для серьезного преобразования.

Для начала, поговорите с первым лицом компании о том, каких результатов он или она ожидает от работы службы правления персоналом и о том, как видит развитие бизнеса в краткосрочной перспективе – это даст вам основные приоритеты и целевые ориентиры. Затем поговорите с функциональными топ-менеджерами и руководителями отделов. Узнайте у них, какие качества они больше всего ценят в своих сотрудниках, как для себя оценивают их работу. Это даст вам пищу для разработки прототипов KPI и компетенций. Когда разработаете их, покажите сначала первому лицу, пусть даст вам обратную связь, насколько предлагаемая вами «система координат» соответствует его видению. После этого можно организовать рабочую группу с остальными руководителями – у них тоже должна быть возможность высказать свое мнение, предложить коррективы. Когда критерии будут готовы, о них можно информировать сотрудников, начать проводить с ними разъяснительную работу. После этого путь разработки или доработки всех подсистем управления персоналом входит в обычное русло.

Так что не боги горшки обжигают. Даже небольшая компания при вдумчивом подходе может построить первоклассную систему управления персоналом. Главное - не бояться и двигаться вперед.

Декомпозиция целей - процесс, в ходе которого цели компании более подробно расписываются применительно к каждому функциональному направлению, становясь более частными и конкретными.

 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru