О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от Аксимы
Оптимизация бизнес-процессов – с чего начать
Долгов Максим

Бизнес-процесс – последовательность логически связанных управленческих процедур в организации, имеющая несколько входов и выходов и предназначенная для получения заданного конечного результата.

Оптимизация – 1) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние; 2) процесс выбора наилучшего варианта из возможных.

Как таковые бизнес-процессы есть в любой компании. Те цепочки, взаимодействия и контакты, посредством которых осуществляется деятельность, достигаются цели компании. Происхождение проблемы оптимизации бизнес-процессов вытекает из потребностей бизнеса. Такими потребностями могут быть как общие – глобальные задачи (например, повышение уровня продаж, снижение издержек), так и более мелкие (оптимизация рабочего времени сотрудников или руководителя, минимизация бумажной работы). В современной организации все задачи необходимо решать комплексно, то есть не возможно добиваться высоких целей, делая упор, например, только на маркетинге, не уделяя при этом внимания развитию собственного персонала и наоборот. К примеру, в одной торговой компании была хорошо продуманная маркетинговая стратегия. Однако уровень продаж оставался не удовлетворительным. При анализе бизнес-процессов оказалось, что отсутствуют системы планирования и контроля, отсюда результат - менеджеры продавали столько, сколько получиться (не слишком себя утруждая), общий уровень продаж компании их нисколько не интересовал. 
 Бизнес-процессы охватывают практически все системы организации (информирования, отчетности, планирования, распределение функционала и др.), благодаря чему оптимизация бизнес-процессов является одним из самых востребованных и распространенных инструментов управления бизнесом. Кроме того выгоды, которые можно получить, оптимизируя бизнес-процессы с лихвой оправдают затраты и  усилия потраченные на оптимизацию.  
Напрямую оптимизация бизнес-процессов позволяет добиться следующих улучшений:

    • четкое распределение функциональных обязанностей между отделами, сотрудниками;
    • сокращение количества звеньев (исполнителей) в бизнес-процессе (а значит сокращение возможных участков возникновения ошибок и занятости лишнего персонала);
    • сокращение времени протекания бизнес-процесса;
    • основа для автоматизации бизнес-процессов или его участков;
    • повышение простоты и логичности бизнес-процесса, что повышает качество внешнего и внутреннего обслуживания.

Кроме прямых улучшений, компания за счет работы над бизнес-процессами получает еще и косвенные выгоды такие как:

    • постоянство качества;
    • повышение качества обслуживания клиентов;
    • повышение управляемости организации;
    • повышение внутренней прозрачности организации;
    • возможность прохождения определенных  сертификаций (ИСО 9000, QS 9000, и др.), при условии применения специальных технологий описания бизнес-процессов (например, IDEF).

Логика работы по оптимизации бизнес-процессов основывается на следующих этапах: 

    • Описание бизнес-процессов «как есть».
    • Анализ и оптимизация (проводится сравнение достигнутых результатов, с теми, что были запланированы, на основе этого сравнения осуществляется оптимизация).
    • Подготовка внедрения изменений (что именно, каким образом необходимо сделать).
    • Собственно внедрение изменений (внедрение обновленных бизнес-процессов, а  иногда еще и автоматизация).

Рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Описание бизнес-процессов «как есть».
Итак, если вы решили заняться оптимизацией бизнес-процессов вашей компании, то начинать следует с того, что необходимо посмотреть на то, каким образом организована деятельность на текущий момент.  Данный этап принято называть – прописыванием или документированием бизнес-процессов «как есть». Для описания существует несколько методик, используя которые, эксперт в предметной области может понять положение вещей в организации. 
            Методики документирования.

  • Схема организационной структуры. Представляет собой блок схему, отражающую систему связей и подчиненностей компании. Позволяет увидеть – на каких участках сконцентрированы основные усилия, какие провисают. В нашей работе, при диагностике компаний, в которых отсутствует закрепленная организационная структура, мы просим сотрудников нарисовать ее. Нередко структуры получаются совершенно разными, что может свидетельствовать о не понимании сотрудниками своего предназначения, не знании ситуации  в целом по компании, различной расстановки приоритетов.   
  • Схема принципов бизнес-процессов. Предназначена для поверхностной, быстрой диагностики. Обычно применяется для того, что бы в общих чертах понять ситуацию с бизнес-процессами. Не имеет строгой и определенной схемы, модель для описания произвольная.

Принцип б-п

«Оформление документов»

  • Схема общего обзора процессов и подразделений. Обеспечивает понимание связей между всеми исследуемыми бизнес-процессами и организационными единицами. Может применяться для анализа характера вовлеченности отделов (сотрудников) в процесс. Есть несколько вариантов условных обозначений, приведем один из них:

И=исполнение, Уи=участие в исполнении, К=контроль, П=подготовка решения, Р=решение, А=анализ.
Пример: часть бизнес-процесса – маркетинг компании туроператора


       Должность

 

Действия

Учредитель

Упр. Дир.

Дир. по
продажам

Команда менеджеров по продажам

Дир. по
маркетингу

Логистик

Гл. бухгалтер

Секретарь

Маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Разработка плана маркетинга

ПР

РАК

 

 

И

 

 

 

2

Планирование маркетингового бюджета

ПР

РАК

 

 

И

 

 

 

3

Разработка ценовой политики

ПР

ИКА

И

 

Уи

 

 

 

4

Планирование рекламного бюджета

ПР

РКА

 

 

И

 

 

 

5

Анализ конъюнктуры рынка

 

РКА

Уи

 

РИ

 

 

 

6

Прогнозирование ситуации на рынке

 

Р

ИА

 

ИА

 

 

 

7

Анализ (продукта)

ПР

ПРАК

И

 

И

 

 

 

8

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная таблица представляет  собой неоптимизированный бизнес-процесс. Мы можем видеть, к примеру, что некоторые действия никем не контролируются (прогнозирование ситуации на рынке). Между тем обязательно наличие трех составляющих – решение, исполнение и контроль. Есть также и другие недочеты. Например, неоправданное дублирование - в большинстве действий решения принимают два человека, соответственно нет ответственного лица, всегда можно переложить ответственность за принятие решения или свалить вину в случае неудачного решения. Или, например, провисание - не задействован такой ресурс как участие менеджеров по продажам при анализе коньюнктуры рынка.

  • Схема управления формами. Данная схема позволяет проследить то, каким образом документ преобразуется в организации, от момента его возникновения и до уничтожения (или архивирования). Могут быть такие ситуации, как потери документов на каком-то из этапов бизнес-процесса, так и просто излишнее нагромождение документов. Схема управления формами позволяет отследить подобные негативные проявления. Одним словом, схема управления формами иллюстрирует преобразования, происходящие с документами в компании.

К примеру, годовой отчет компании может формироваться следующим образом: менеджеры пишут свои отчеты, затем они собираются в общий по отделу, отчеты разных отделов компании складываются, и получается единый годовой.

  • Схема движения форм. Помогает разобраться в использовании и в маршруте движения форм (учета и отчетности). Показывает поток форм в соответствии со структурными единицами/отделами. Позволяет наглядно увидеть документальное сопровождение бизнес-процесса. Зная схему движения форм, мы знаем, от кого и какие документы должны поступать и в каком направлении двигаться.  Для оптимизации документопотока и предназначена схема управления формами.

В туристических компаниях оформление документов для клиента – достаточно длительная процедура. В такой ситуации любая задержка может негативно сказаться на имидже компании (а в результате и на количестве клиентов).   
Каким образом выбирать методики для документирования в том или ином случае? Ответ на этот вопрос зависит от задачи, которую призвана решить данная оптимизация бизнес-процессов.
К примеру, перед руководителем может стоять задача наилучшего распределения функций между сотрудниками. Для этого ему нужно проследить, какие функции дублируются, какие провисают, как они распределены между сотрудниками, или отделами. В данном случае лучше всего использовать схему общего обзора процессов и подразделений, в качестве дополнительных методов можно нарисовать схему организационной структуры, и схему движения форм. 
С другой стороны, пользуясь, допустим только схемой иерархического обзора, или только схемой организационной структуры, мы вряд ли сможем решить поставленную задачу.
В качестве инструмента выбора методики документирования в зависимости от цели анализа предлагаем следующую таблицу.


 Цель анализа

 

 

Методика документирования

Управление
информационными
потоками

Файлы данных

Длительность
цикла и
ограничение
по времени

Группировка
мероприятий

Маршрутиризация

Внутренний контроль

Продуктивность

Возможность
стандартизации

Дублирование

Инструменты

Схема организационной структуры

(Х)

(Х)

-

(Х)

-

(Х)

-

-

-

-

Схема принципов бизнес-процессов

(Х)

-

(Х)

(Х)

(Х)

(Х)

(Х)

(Х)

(Х)

-

Схема иерархического обзора

(Х)

(Х)

-

-

-

-

(Х)

(Х)

-

-

Схема общего обзора процессов и подразделений

(Х)

(Х)

-

-

(Х)

Х

(Х)

(Х)

-

-

Схема управления формами

-

-

-

(Х)

Х

Х

-

Х

Х

Х

Схема движения форм

(Х)

(Х)

-

Х

Х

Х

(Х)

-

(Х)

(Х)

Легенда:
Х: методика документирования подходит для представления фактора
(Х): методика документирования умеренно подходит для представления фактора


Цель анализа

Пояснения

Управление
информационными
потоками

Информация является необходимым средством для выполнения функций,  принятия решений. Выяснение, в каком объеме и как поставляется информация относительно отдельных сотрудников, услуг и факторов, относящихся к этим функциям, решениям.

Файлы данных

Оценка результативности и эффективности создания, обновления и использования файлов данных, а также создания и использования документов.

Длительность цикла и ограничение
по времени

Выяснение своевременности выполнения бизнес-процессов, а также анализ длительности цикла. Проводиться в случае невыполнения бизнес-процесса в срок, частого использования предусмотренных, но не штатных (запасных) процедур и т.п.

Группировка
мероприятий

Эффективность распределения мероприятий, поиск возможности для оптимизации (распределение по людям, или отделам). Цель анализа – проверить, каким образом степень связанности различных мероприятий отражается на распределении задач между отделами и сотрудниками (отслеживается логика этого распределения).

Маршрутиризация

Эффективность документопотоков организации, выявление возможностей для оптимизации (цель – уменьшение ошибок, сокращение длительности и др.).

Внутренний контроль

Эффективность системы внутреннего контроля. Она должна быть организована таким образом, чтобы можно было выявлять неумышленные и умышленные ошибки и расхождения, своевременно их устранять.

Продуктивность

Анализ эффективности бизнес-процесса с точки зрения затраченных усилий и полученного на выходе результата. Насколько эффективно используются ресурсы (люди, деньги, пространство, техника и т.п.).

Возможность
стандартизации

Поиск возможностей для стандартизации (однотипные задачи, регламентируемая деятельность и т.п.). Изучение применяемого оборудования, потребностей офиса и способов, которыми выполняются различные мероприятия. 

Дублирование

Выявление дублирующихся функций, выявление мероприятий, которые перестали быть целесообразными. Результат оптимизации – эффективное распределение нагрузки между сотрудниками (отделами).

Инструменты

Проверка применяемых инструментов (инструменты управления, документы и формы, компьютеры, сети, электронная почта) на пригодность. Цель – возможности автоматизации, реорганизация форм и документов, оптимизация использования технических инструментов.

Для работы по документированию и по оптимизации бизнес-процессов, используют различное программное обеспечение. В небольших компаниях бизнес-процессы можно документировать, используя стандартные майкрософтовские Word и Excel либо общедоступные специальные программы типа Visio, ORACLE, БИГ. Есть также и дорогое программное обеспечение, разрабатываемое конкретно под организацию (используется преимущественно крупными компаниями). Конечно, можно описывать бизнес-процессы и вручную – на бумаге, но тогда при внесении изменений каждый раз придется перерисовывать все схемы.
Когда описание бизнес-процессов «как есть» завершено можно переходить к следующему этапу – анализу и оптимизации.
(Окончание статьи – в следующем номере)

 




 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru