О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ЗОЛОТОЙ ЗАПАС ИЛИ БАЛЛАСТ
Как работать с учителями предпенсионного и пенсионного возраста

Елена Звонова, к.п.н., доцент, Московский педагогический государственный университет
Елена Скриптунова, к. психол.н., генеральный директор «Аксима: Консалт»
Николь Пестерева, бизнес-аналитик, «Deloitte»

журнал "ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ", январь-февраль 2017

 

В  сердце каждой  трудности кроется возможность.

Альберт Эйнштейн

Человеческий ресурс – наиболее ценный ресурс любой организации, в том числе и образовательной. В современной ситуации любые ресурсы следует расходовать бережно, так что важно обратить внимание на педагогов, собирающихся или уже вышедших на пенсию.

В психологической науке интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом возрасте стал активно проявляться лишь в последней трети XX в. Процесс старения и период старости изучены отечественными психологами значительно меньше, чем первая треть жизни человека, а вопросы профессионального развития и отдельные наработки практики управления персоналом остались вне поля зрения. В обществе прочно укоренился негативный стереотип позднего периода жизни человека: низкая двигательная активность, ригидность мышления; устаревшие знания и отрицательное отношение к неизбежному прогрессу. Может показаться, что активная плодотворная профессиональная деятельность и пожилой возраст – два взаимоисключающих понятия.

Исторически исключение участника коллективного трудового процесса из активных членов профессионального сообщества связано с объективной невозможностью выполнения профессиональной деятельности без ошибок, на должном уровне. Фактически возрастной пенсионный барьер – это статически чаще всего повторяющийся индикатор снижения профессионализма. Это период, в котором возрастные изменения в большинстве случаев снижают качество выполняемой работы. Признаки старения выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил начинают ярко проявляться профессиональные деформации.

Однако процесс старения наиболее вариативно-индивидуальный. Необратимое ослабление процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются у многих людей с сохранением и преумножением возможностей в области творчества, интеллекта, памяти и т.д [2] .

В зависимости от того, какие изменения можно наблюдать у педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, их можно разделить на такие группы:

•  «группа риска» - педагоги, профессиональная деятельность которых может представлять определенные риски для образовательного учреждения (стремительное падение профессионализма, эмоциональное выгорание, профессиональные деформации и деструкции и т.д.);

•  «группы поддержки» - педагоги, в профессиональной жизни которых происходят глобальные изменения, с которым человек не может справиться (потеря трудоспособности и профессионализма при личностной неготовности к уходу на пенсию; снижение профессиональной активности, без потери профессионализма, требующей помощи в реструктуризации профессиональных заданий и т.д.);

•  «группы развития» - педагоги, чьи профессиональные способности активно развиваются; не смотря на возраст, проявляются новые возможности в развитии профессионализма; полученный опыт позволяет проявиться скрытым и доселе неиспользованным способностям и т.д.;

•  «золотой запас» - умудренные опытом, обладающие великолепными профессиональными знаниями и способностями к личностной регуляции сотрудники, обладающие высокой степенью профессиональной ответственности и высоким уровнем профессионализма.

Перед психологом и перед администрацией образовательного учреждения стоит задача в рамках психологического сопровождения перевести педагогов из группы риска в группу поддержки; на уровне работы с группой поддержки помочь людям либо адаптироваться к профессиональным задачам, либо найти новые личностные ориентиры и завершить трудовую деятельность; включить «группу развития» в программы повышения квалификации, чтобы активно использовать открывающийся потенциал; отказавшись от социальных стереотипов, полностью задействовать сотрудников «золотого запаса».

Как же может строиться такая работа?

Первый шаг в работе с педагогами пенсионного и предпенсионного возраста – это определение отношения самого человека к своему будущему, его психологическая готовность к изменению социального статуса. Не стоит жалеть время для того, чтобы в процессе беседы выяснить отношение человека к продолжению профессиональной карьеры. Это важно в первую очередь для того, чтобы определить личностно-смысловой контекст существования и временную перспективу, которую сам человек для себя определяет. Например:

Педагог сформулировал свои планы и ожидания на следующие два-пять лет: через 2 года наконец-то уйду на пенсию и смогу всерьез заняться тем, о чем мечтал все последнее время (навестить брата, живущего в другой стране, заняться своей дачей, живописью и т.д.) А сейчас не хочу брать на себя лишней нагрузки и ответственности – дайте спокойно доработать до пенсии.

Прекрасно, что человек видит свои перспективы, сознательно стремится к завершению трудовой карьеры. И если ожидания завершения карьеры не снижают уровень профессиональной деятельности, то какая-либо специальная психологическая помощь сотруднику не нужна. Но вот если анализ результатов деятельности показывает, что качество неуклонно снижается, человек стал безынициативным, занимает позицию «только меня не трогайте, дайте доработать», появляются «ложные цели» - только бы не испортить статистику и т.д., в этом случае необходимо психологическое сопровождение. В процессе специального обучения и психологического консультирования стоит показать педагогу, как важна его деятельность для образовательного учреждения или же что его «невключенное» дорабатывание профессиональную репутацию самого специалиста. Оставлять такого работника без внимания нельзя, необходимо создать все условия, чтобы качество его работы не снижалось. Если он уже не готов или не может выполнять профессиональные обязанности в полном объеме, стоит подумать об изменении его функционала: например, уменьшении нагрузки, освобождения от классного руководства.

Второй шаг – это анализ работы педагогов предпенсионного и пенсионного возраста с точки зрения соответствия современным требованиям. Новые стандарты не терпят «провисания».

Например, учительница физики, успешно совмещавшая ведение факультатива и должность завуча, с возрастом не только не утратила креативность, но постоянно увлекается новыми технологиями, буквально «фонтанируя» новыми продуктивными идеями. Обязанности завуча с необходимостью участвовать в заседаниях, готовить отчетность, участвовать в управленческом обучении и пр., не вызывают интереса, отрывают от основного творчества, что выливается в раздражительности, принятием многих нововведений «в штыки». В данном случае необходимо помочь человеку отказаться от должности завуча и сосредоточиться на творческой педагогической деятельности. Хотя это решение лежит на поверхности, человеку трудно отказаться от должности, как социального признания заслуг и профессиональной успешности. В данном случае необходима профессиональная психологическая помощь в разработке индивидуальной стратегии совладающего поведения.

Совладающее поведение есть особый вид социального поведения человека, обеспечивающего или разрушающего его внутреннюю картину мира и как следствие – здоровье и личностное благополучие. Совладающее поведение помогает справиться с трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий. Цель совладающего поведения есть контроль, активное взаимодействие с ситуацией и ее изменение путем переосмысления и выработки иной, эффективной в данной ситуации стратегии отношения и поведения.

Уровень сформированности совладающего поведения является важным компонентом того, какую жизненную стратегию старения выбирает человек, как он адаптируется к новым жизненным условиям. Важно, чтобы педагоги предпенсионного и пенсионного возраста подходили разумно к оценке своего профессионального потенциала, могли трезво оценить свой профессиональный опыт и занимать конструктивную позицию. Это касается не только разумного отказа от ряда обязанностей, но и наоборот, в нужное время проявление активной профессиональной позиции.

Например, пожилая учительница начальных классов, веселая хохотушка, любитель вкусной выпечки и фанат своего внука, в процессе обсуждения внедрения электронных журналов отмалчивалась и кивала, но в беседе с психологом посетовала, что у нее есть свой способ учета оценок и связи с родителями. Она призналась, что неуютно чувствует себя при обсуждении электронных ресурсов: теряется, когда слышит незнакомые термины, особенно от молодых ребят.

Мы часто обращаем внимание на агрессивное неприятие, критику со стороны пожилых педагогов, а их молчание принимаем за согласие или некомпетентность. Однако профессиональный опыт – неоценимое сокровище и глупо терять его.

Третий шаг – поиск оптимальной занятости для пенсионеров.

Если посмотреть на вопрос выхода на пенсию с точки зрения организации, уход сотрудника, имеющего опыт работы, - большая потеря для компании. С другой стороны, педагог может уже или не соответствовать повышающимся требованиям, или не справляться с ритмом работы . Необходимо проанализировать функционал педагогов и подумать, какие задачи с него можно снять или на какую должность его можно перевести. Это повлечет изменение распределения фонда оплаты труда, но позволит снять социальную напряженность, чрезмерную физическую и психологическую нагрузку, оказывающих влияние на работников старшего возраста. К тому же даст возможность более эффективно использовать опыт и знания педагогов, достигших в своем профессиональном развитии стадии мастерства.

Например, учительница пенсионного возраста с трудом справляются с работой на полную ставку, но с удовольствием работает в группе продленного дня. Другая перешла на должность освобожденного классного руководителя, а третья закончила курсы и стала тьютором в инклюзивном классе. Конечно, педагоги должны быть подготовлены к изменению рабочего графика и видеть в этом положительный момент: уменьшение рабочего времени позволяет меньше уставать, быстрее восстанавливаться и больше времени проводить дома.

Параллельно с этим необходимы усилия руководителей, психологов, по формированию позитивного имиджа педагога старшего возраста.

Например, несколько лет назад была практика приглашения членов семьи на чествования педагогов с большим стажем работы. На таких мероприятиях внук видит не добрую, усталую бабушку, а уважаемого профессионала.

Важным четвертым шагом психологического сопровождения педагогов старшего возраста выступает целенаправленная работа с пенсионерами, ушедшими на пенсию. Формы работы должны быть продиктованы спецификой и необходимостью жизнедеятельности школы.

Например, клуб ветеранов как место встречи и кадровый резерв при подготовке мероприятий (день карьеры, реализация института наставничества и пр.); «скорая профессиональная помощь» - группа пенсионеров, бывших сотрудников, готовых выходить на «подмену» заболевшим учителям, во время аврала, связанного с огромным количеством работы; клуб по интересам – помощь в проведении мероприятий для формирования совладающего поведения.

Шаг пятый – информирование педагогов о достижениях современной психологии и медицины. В настоящее время достигнуты значительные успехи в вопросах поддержания и сохранения здоровья в старшем возрасте. Например, стенд в учительской обязательно должен содержать уголок информации для педагогов по активному и здоровому образу жизни. Недаром многие организации стали уделять больше внимания участию педагогов в спортивных мероприятиях.

.

 

Литература

1. Скриптунова Е.А., Звонова Е.В., Пестерева Н.А. Шаг навстречу// Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 3 (март). - С. 93-99 .

2. Смирнова Т.В. Старшее поколение: нереализованные ресурсы// Общественные науки и современность. - 2008. - № 5. - С.38-46.

3. Чернышкова Е.В. Активный образ жизни в пожилом возрасте: медико-социальные стратегии, риски, практики – Саратов : Наука, 2012.

 


 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru