О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

ТАНТРИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
Пустынникова Ю.М.
Office-file №79, август 2005

«Как заработать миллион? Написать книгу «Как заработать миллион?»»

Бизнес-анкедот.

 

«- А в чем разница между обычным сексом и тантрическим?

- В первом случае ты просто получаешь удовольствие. А во втором
– делаешь вид, что получаешь необыкновенное физическое и духовное
наслаждение, выполняя сложные акробатические трюки. До секса
обычно дело не доходит.»

Из разговора в общественном транспорте

 

Все мы стремимся к совершенству, но идем к нему разными дорогами. В последнее время появляется все больше переводных книг западных гуру, которые уговаривают нас не идти торной дорожкой, а «ломануться напрямую через лес», потому что тот, кто отличается от остальных имеет больше шансов на успех в конкурентной борьбе. Не будем спорить с этим тезисом, однако заметим в скобках, что если «ломануться через лес» не в том направлении, можно легко заблудиться или попросту утонуть в болоте. Среди вариантов «особого пути достижения совершенства» у бизнес-гуру в последнее время особенно популярен призыв приникнуть к источникам древней мудрости. В качестве таких источников предлагаются на выбор различные восточные философские течения, боевые практики, фэн-шуй и много других интересных и привлекательных слов. Конечно, философия для того и создана, чтобы черпать из нее мудрость, однако мы неоднократно становились свидетелями того, что призыв «приникнуть» воспринимался буквально и реализовывался с огромным рвением. Своими впечатлениями о том, что из такого «тантрического бизнеса» получается, мы и хотим поделиться в этой статье.

Опыт показывает, что в абсолютном большинстве случаев, жертвами тантрического бизнеса становятся люди нетерпеливые, импульсивные и в глубине души верящие в чудеса. Ведь достижение совершенства с помощью традиционных инструментов управления – стандартизации бизнес-процессов, постановки контроля качества, подбора, обучения и развития персонала, развития управленческих навыков – путь долгий и кропотливый. А главное – совершенно не увлекательный. Эти технологии нужно правильно применять, доводить дело до конца. Импульсивные же люди, сталкиваясь с первыми трудностями, мгновенно разочаровываются в традиционном управленческом инструменте: они не готовы провести грань между неудачным применением метода и эффективностью самого метода.

В российской торгово-производственной компании, когда численность персонала в ней сильно увеличилась, было решено начать более активно использовать совещания для того, чтобы лучше координировать работу многочисленных структурных подразделений. Структура компании была довольно «плоской» и первому лицу компании подчинялось более 10 человек. Далеко не все из них были грамотными руководителями, хорошо понимающими суть управленческой деятельности. Команды топ-менеджеров как таковой не было, да и о чем говорить на совещании не все хорошо себе представляли. В результате первые совещания страдали тем, что «народ» постоянно отвлекался, «растекался мыслью по древу», уходил в частные дискуссии. Руководителя, человека очень четко и быстро мыслящего, эти «сборища» моментально стали раздражать и он разочаровался в совещании как управленческом инструменте. Так что совещания довольно быстро были упразднены и заменены индивидуальной «беседой с пристрастием» с каждым руководителем.

Впечатлительные и импульсивные люди довольно часто становятся основателями бизнесов – у них всегда очень много творческих идей, они легки на подъем деятельны и не тратят время на то, чтобы бояться сделать ошибку. Эти же черты характера делают их падкими на красивые идеи и концепции и склонными искать обходные пути в преодолении трудностей. Поэтому разочаровавшись в традиционных методах достижения успеха они начинают искать нетрадиционные пути. И чем предлагаемая им идея оригинальнее, тем больше вероятность того, что они этой идеей загорятся: ведь делать то, что красиво и таинственно значительно интереснее, чем «перекладывать бумажки» и заниматься рутиной.

Владелец небольшого пищевого предприятия держал штатного астролога и при подборе сотрудников на руководящие должности брал только тех, кто оказывался совместимым по гороскопу с ним и другими членами управленческой команды. При этом его не останавливали ни собственные негативные впечатления от кандидатов на собеседовании, ни неоднократные промашки при таком способе подбора.

Вообще поветрие на «особые техники» появилось давно, в самом начале развития бизнеса в России (помните повальное использование при подборе клинических тестов, предназначенных для определения типа психопатологии у пациентов психиатрических клиник?), но потом слегка поутихло, так как все с увлечением принялись осваивать западный бизнес-опыт. Сейчас же мода на необычное обрела второе дыхание. Отчасти этому способствует интерес к Востоку, проявляемый западными бизнес-гуру в связи с процессом глобализации, отчасти тенденциями внутри самой России: поняв, что не все западные технологии «приживаются на нашей почве», многие вновь вспомнили, что «у советских собственная гордость» и что у России должен быть пресловутый «третий путь» – и начали эксперименты по скрещиванию Востока и Запада.

Так и появляются столь странные методы организационного развития, как

  • поездки на ретрит всей компанией
  • должность штатного психотерапевта в компании
  • организация офисного пространства по канонам фэн-шуй
  • оценка персонала в форме повального тестирования с последующей выдачей на руки личностных профилей
  • принудительные кружки качества и тому подобные несуразности.

Однако, бизнесмены-пассионарии не учитывают одну важную вещь. В случае использования нетрадиционного метода (например, поездки в Тибет для развития менеджерского потенциала) гарантий результата еще меньше, чем при использовании традиционного в таких случаях тренинг-семинара. Для того, чтобы извлечь что-то из восточной философии и сделать это практическим инструментом для достижения успеха в бизнесе, работающим по западным законам, нужно приложить колоссальные усилия. Во-первых, по тому, что философия по определению не является прикладной наукой. А во-вторых, потому, что ценности, цели и методы достижения целей западной и восточной цивилизаций подчас являются противоположными и для составления удачного «коктейля» из столь разнонаправленного опыта нужно очень и очень постараться. Ценности западной бизнес-цивилизации – успех, цель - прибыль, ценность восточной цивилизации – просветление, цель - выход из бесконечного круга перевоплощений, метод запада – действие, метод востока – созерцание. Достичь западных целей восточными методами в большинстве случаев просто невозможно.

Менеджер-собственник небольшого бизнеса всерьез увлекся восточными медитативными практиками, и поначалу это увлечение пошло ему на пользу – он стал более уравновешенным и спокойным человеком. Совершенствование себя в любой области требует времени, и вот этот руководитель стал все чаще испытывать необходимость очиститься духом и подключиться к космическому разуму. Причем приоритеты его изменились – он больше не подстраивал духовную практику под работу, напротив отключал все средства связи и «исчезал» из жизни на несколько дней. Чем дальше, тем дольше были отлучки и тем чаще они происходили. В результате бизнес приказал своему владельцу жить долго и счастливо. Не исключено, что для владельца бизнеса в свете его новой философии и личной судьбы такое развитие событий было к лучшему, но с точки зрения западной цивилизации, ориентированный на успех, на рост и развитие именно бизнеса – это очевидный провал.

Еще один момент, который упускают из виду адепты «тантрического бизнеса», состоит в том, что при всем индивидуализме западной цивилизации, практически любой бизнес выстроен на коллективной основе. Для того, чтобы бизнес стал успешным, на это должны работать многие люди. А достичь просветления коллективно и единодушно невозможно – по этому пути каждый идет в одиночестве и своей дорогою.

На самом деле к «тантрическому бизнесу» можно отнести не только увлечения восточными практиками, которое, к слову сказать, само по себе ни хорошо ни плохо. Существует немало видов различных «увлечений» которые постепенно овладевают компаниями, приводя к смещению акцентов в их деятельности, и в большинстве случаев это смещение не идет на пользу предприятию. Вот на вскидку несколько подобных примеров.

  • Руководство торгово-производственной компании решило, что настало время заняться корпоративной культурой и сплотить коллектив. Сами руководители любили активный отдых, например байдарки, и потому для группового сплочения было решено организовать байдарочную команду и уехать сплавляться дней на десять. А поскольку стояла задача «сплотить» как можно больше людей, сотрудников разными, в том числе и манипулятивными («кто не с нами, тот против нас») методами сгоняли в команду. Недели полторы ушло на подготовку мероприятия – в это время все, кто вошел в команду (2/3 фирмы) почти не работали. А тех, кто не вошел в команду, подтравливали («Какие вы не корпоративные!»). Затем байдарочники уехали сплавляться дней на десять, а оставшиеся (в основном сотрудники отдела продаж) работали за троих. Когда же туристы довольные вернулись из похода, они снова начали объяснять оставшимся как те много потеряли и как не командно себя повели, не поехав с ними.
  • В торговую компанию пришел молодой специалист-психолог на должность менеджера по персоналу и предложил руководству провести оценку сотрудников, чтобы выявить, кто на что годиться. Руководство дало одобрение – они очень гордились, что у них теперь есть свой собственный настоящий психолог и рассчитывали, что за счет проведения психологической работы с персоналом они сделают бизнес-рывок. Молодой специалист приступил к работе. Всем сотрудникам были розданы бланки опросника MMPI и проведено тестирование, затем данные теста были обработаны и выстроены личностные профили. Эти-то профили с краткими объяснениями и были выданы на руки всем сотрудникам. Излишне говорить, что сотрудники были в шоке, многие положили руководству на стол заявления об уходе. Менеджеру по персоналу было велено срочно исправлять ситуацию. Что он и сделал. Каждого из сотрудников наш горе-психолог стал вызывать на «разговор по душам» и пытаться проводить психотерапию. Стопка заявлений об уходе заметно выросла, а оставшиеся сотрудники поставили ультиматум: либо он, либо мы.
  • Коммерческий директор компании, занимающейся продажей промышленного оборудования узнал о методе нейро-лингвистического программирования (НЛП), и то, что он узнал, так поразило его, что он решил всех своих продавцов обучить этому методу. Стоит при этом отметить, что никаких тренингов по технике продаж у них до этого не поводилось. Сотрудники с увлечением обучались этому методу, и многие пробовали применять его на практике. Поначалу даже наметился рост продаж, на затем хлынула волна рекламаций и возврата товара. Клиенты утверждали, что их обманули, заморочили им голову, а они хотели другой товар, а этот им навязали. По рынку поползли слухи о «нечистой игре» этой компании. В общем, репутация фирмы была сильно подмочена и плоды этого компания пожинала еще долго, поскольку связать неуспехи с применением НЛП в продажах коммерческий директор долго отказывался.

В каждом из приведенных примеров внимание смещалось от выполнения бизнес-задач к тусовке вокруг бизнеса, причем очень быстро эта тусовка становилась самоцелью, а негативные последствия подобного «организационного развития» игнорировались, что и приводило к распаду основной деятельности. Собственно вот это смещение акцентов и некритичность по отношению к «любимой игрушке» и дает основной негативный эффект «тантрического бизнеса».

Как же уберечься от ловушки? Ведь, как мы говорили выше, сами методы ни хороши и не плохи. Прежде, чем использовать любой интересный метод или практику подумайте, какие задачи вы хотите с ее помощью решить, насколько адекватен понравившийся вам метод для решения такой задачи, и какие побочные эффекты можно подучить. И не забывайте, что для успеха в бизнесе нужен в первую очередь здравый смысл.

 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru